21 НОЯБРЯ |
Советские асы Финской войныеглый анализ показывает, что действия ВВС РККА при освобождении Бессарабии и советско-польского конфликта 1939 г. (или как его называли «Освободительного похода на Запад) характеризуются слабой боевой активностью в воздухе. Советско-Финская, или «Зимняя» война стала последним серьезным боевым столкновением перед Великой Отечественной войной с участием советских летчиков. Она началась 30 ноября 1939 года, когда части Красной Армии начали боевые действия на территории Финляндии с целью завоевания плацдарма безопасности Ленинграда. ВВС Финляндии к тому времени насчитывали около 145 самолётов, из которых боеспособными были 114. Им противостояло свыше 600 самолётов ВВС РККА, в том числе около 230 истребителей. Во время начавшейся войны финнам удалось приобрести ещё 140 самолётов, так что после окончания боёв у них ещё оставалось 196 машин (по западным источникам). В то же время советская пропаганда утверждала, что было сбито 362 финских самолёта, а собственные потери составили 261 самолёт и 321 убитый лётчик. Сначала в войне участвовала авиация Балтийского флота и ПВО Ленинградского военного округа. В состав Балтийского флота входила 61-я авиабригада, включавшая 13-й ИАП КБФ и 2 особые истребительные авиаэскадрильи — 12-ю и 13-ю. Сражалась с финами и 59-я авиабригада ВВС, включавшая 7-й и 25-й ИАП, и 54-я авиабригада, в которую входил 44-й ИАП. Поддержку наземным войскам обеспечивали приданные им авиационные соединения — 19-й, 26-й и 49-й ИАП, к которым позднее присоединились 4-й, 15-й, 23-й, 38-й, 145-й, 147-й, 152-й и 153-й ИАП. Всего с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 г. советские ВВС совершили 84307 боевых вылета. В воздушных боях многие советские лётчики добились нескольких побед, 92 авиатора стали Героями Советского Союза. Многие из них, получив боевое крещение, впоследствии прославились во время Великой Отечественной войны.
|