В «Адыгейской правде» от 14 мая 1944 года за № 94 была опубликована статья о героических подвигах Бориса Абарина в годы войны.
Борис Абарин родился в 1918 году с станице Ярославская (Ярославский район Краснодарского края). Жил и учился в Майкопе. Совсем подростком он пришёл работать на Майкопский комбинат «Лесомебель», поступил учеником пилоточа. Опытные мастера передавали свой богатый труловой опыт. Юноша внимательно слушал наставления старших. Особенно ему нравилось работать рядом с опытным мастером Баранчиковым. Очень быстро юноша проявил свои способности, успешно освоил специальность.
Борис всё чаще и чаще задумывался над своим будущим. И как-то сказал своим друзьям: «…А знаете ли, ребята, лётчиком хочу быть». Без отрыва от производства он поступил в Майкопский аэроклуб имени Громова и успешно окончил его. В 1938 году Бориса призвали в ряды Красной Армии и направили в военно-морское лётное училище.
Началась Великая Отечественная война, и он уже воюет в составе 2-й эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка (62-я авиационная бригада, ВВС Черноморского флота).
«…Рвитесь в бой, навязывайте бой фашистам. Сбивайте их, гадов как можно больше» — этому девизу прославленного морского лётчика дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова следовал отважный черноморец Борис Абарин.
5 июня 1942 года старший лейтенант Абарин одержал первую победу, сбив немецкий самолёт на подступах к Новороссийску. 3 августа 1942 года в неравном бою с 5 Ме-109 подбил один самолёт.
В один из дней капитан Абарин вместе с лётчиками своего подразделения вылетел на сопровождение бомбардировщиков, получивших задание потопить вражеский караван, шедший из Севастополя. Неукротимым желанием идти в бой горели сердца наших лётчиков-истребителей. Им пришлось покрыть большие расстояния от аэродрома базирования. Наконец настигли вражеский караван, над которым патрулировала целая стая фашистских самолётов. Наши лётчики смело ринулись на врага и связали боем немецкое прикрытие. Этим временем наши бомбардировщики обрушили тонны смертельного груза на транспорты и корабли врага. Капитан Абарин первым повёл в бой своих орлов.
Ожесточённое воздушное сражение происходило с превосходящими силами противника, при сильном взаимодействии зенитного огня. Но ничто не могло заставить крылатых мстителей отступить. Они дрались насмерть, с беззаветным мужеством. Капитан Абарин не только умело руководил боем в сложнейших условиях, но и личным примером, решительными действиями вдохновлял своих лётчиков. Один за другим падали в море горящие вражеские самолёты противника. Воздушный бой закончился замечательной победой лётчиков капитана Абарина. Они сбили 7 немецких самолётов и один подбили. Сам Борис Абарин сбил в этом бою 3 вражеских машины.
А краснофлотская газета «Атака» от 27 апреля 1944 года опубликовала статью «За родной Севастополь»:
«Никогда ещё наши «ястребки» не ходили так далеко. Нужно было в оба конца покрыть расстояние более 1200 километров, а в случае встречи с самолётами противника — связывать их боем, не дать им атаковать бомбардировщиков. Вот почему каждый лётчик с особой тщательностью готовился к вылету.
— Цель далеко, — говорил командир, — поэтому наша задача — подольше продержаться в воздухе, идти на выгодных режимах, берегите и боезапас, стрелять только с близкой дистанции.
Спустя несколько минут, над аэродромом появились бомбардировщики. Они покачали крыльями истребителям, точно приглашая их на ратное дело, потом покружились над морем и вместе с поднявшимися в воздух «ястребками», легли на боевой курс.
Полной грудью дышало внизу Чёрное море и лёгкая весенняя дымка покрывала его бескрайнюю гладь. Boт показались берега Крыма! Давно ли здесь хозяйничали немецко-румынские войска. Сейчас свободно цветущий край. Но на маленьком клочке крымской земли, в нашем Севастополе — ещё враг. Добить его, изгнать из города русской славы, утопить фрицев в холодных волнах Чёрного моря. С этой целью и летят наши соколы.
Пересекли Крым. Уже недолго нашим самолётам оставалось лететь до вражеского каравана. Советские лётчики заметили его ещё издалека. Они видели, что над фашистскими кораблями снуют самолёты прикрытия и были готовы к схватке. Но воздушный бой начался раньше. На подходах к цели, из облаков вывалился одиночный «Мессер» и внезапно атаковал младшего лейтенанта Гейченко, который вместе с младшим лейтенантом Драпатым охранял шедшего впереди группы разведчика. Самолёт Гейченко был подбит, а сам лётчик ранен в правую руку. Но мужественный воин, превозмогая боль, довёл свою машину до аэродрома и благополучно совершил посадку. А за кровь ведущего жестоко отомстил Драпатый. Меткой очередью он сбил «Мессера».
…С вражеских кораблей заметили наши самолёты и встретили их бешеным зенитным обстрелом. Однако, огневая завеса не стала преградой для наших лётчиков. Истребители под командованием капитана Абарина завязали воздушный бой с самолётами прикрытия над вражеским караваном. Командир первым заметил пару Ме-110 и, передав об этом своему ведомому младшему лейтенанту Фефилову, ринулся в атаку. Немцы отвернули. Но перед нашими лётчиками появилась новая пара «Мессеров». Абарин атаковал и этих, но и они не приняли боя и стали со снижением уходить в район зенитного огня. Капитан стал преследовать ведомого, не выпуская его из огневых клещей. Но тут он заметил ниже себя корректировщик ФВ-189. Передав преследуемого «Мессера» Фефилову, командир устремился в атаку на «Фокке-Вульфа» и одной очередью сверху срезал немца. Вскоре беспорядочно рухнул в море и Ме-110, сбитый Фефиловым.
А на море в это время творилось нечто невообразимое. В огне зенитных разрывов носились наши бомбардировщики и обрушивали на вражеские корабли сотни килограммов смертоносного груза. Вот на глазах лётчиков раскололся на две части огромный транспорт противника, загорелся и стал тонуть второй… Как в пекле метались враги. Многие из них бросались в воду, но и здесь их настигал наш огонь, и они находили свой бесславный конец на дне морском.
Немецкие самолёты пытались всё же помешать нашим лётчикам. При выходе из атаки капитан Абарин был атакован немецким самолётом Мессершмитт Ме-110. Советский истребитель вовремя заметил трассы и левым разворотом стал уходить с набором высоты. «Мессер» погнался за ним. Однако, преследование продолжалось недолго. Улучив удобный момент, Абарин развернулся влево и сверху дал очередь по левому мотору и кабине лётчика. Вражеская машина задымила, но продолжала идти. Тогда Абарин снова атаковал её. «Мессер» свалился в штопор и врезался в воду.
Море кипело. Один за другим падали в его волны сбитые фашистские самолёты. Рухнул вниз Ме-110, уничтоженный старшим лейтенантом Буцким, с дымом и резким снижением пошёл вниз второй «Мессер», подожжённый младшим лейтенантом Протасовым и Жуковым. Ими же сброшен с неба и Фокке-Вульф ФВ-190.
Бой подходил к концу. Уцелевшие немецкие самолёты поспешно удрали. И только чёрный дым ещё стелился над морем, окутав медленно погружающиеся в морскую пучину транспорт и корабли с тысячами фрицев, пытавшихся спастись от нашего возмездия…
На обратном пути капитан Абарин встретил транспортный самолёт «Юнкерс-52», шедший из Севастополя. «Да, здесь фрицы должны быть важные», — подумал Абарин и решил не упустить этой добычи. Бой был коротким, но жестоким. Немецкий стрелок отчаянно отстреливался. Но тщетны были попытки врага уйти от смерти. С короткой дистанции Абарин бил по моторам, фюзеляжу и кабинам «Юнкерса». Загорелся левый мотор и плоскость. «Юнкерс» пошёл со скольжением, но получив новую порцию огня, резко развернулся вправо и также, как его предшественники, «приземлился» на дно Чёрного моря.
С победой возвращались наши славные лётчики. Проходя над крымской землёй, они приветливо помахали крыльями своим войскам, прижавшим немцев к Севастополю. Сердца лётчиков наполняло невыразимое чувство радости. Ведь сегодняшний удар черноморцев приблизит час освобождения Севастополя.
Военный совет Черноморского флота объявил благодарность всем лётчикам части майора Янковского, участвовавшим в этом замечательном полёте. Военный совет особо отмстил капитана Абарина и его смелые решительные действия в боях за родной Севастополь, поставил в пример всем лётчикам Военно-Воздушных сил Черноморского флота.
После освобождения Майкопа капитан Борис Абарин был отпущен на несколько дней к родителям. На второй день он посетил родной завод, встретился со старыми мебельщиками, обучавшими его специальности пилоточа. Особенно радовался мастер Баранчиков:
— Видели женщины, как проходил по заводскому двору рослый, красивый лётчик-моряк, настоящий богатырь! Это наш орденоносец Боря Абарин.
К маю 1944 года командир 1-й эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка (4-я авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота) капитан Б. К. Абарин совершил около 220 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в которых сбил 4 самолёта противника и 1 подбил.
За мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, он был награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды.
Окончилась война. Борис Абарин был оставлен в рядах Красной Армии. Командовал эскадрильей, полком, соединением. Вскоре окончил Военно-Воздушную академию. Свой богатейший боевой опыт передавал молодому лётному составу. Лично подготовил много высококлассных лётных командиров. Стал генералом. Уйдя в запас, он отдавал много внимания воспитанию молодёжи, принимал участие в общественно-политической жизни города.
Источники:
1. Шебзухов М. Х. — «Сыны и дочери Адыгеи в Великой Отечественной». Майкоп, 1995 г.
Оставьте свой отзыв