Василий Адонкин родился 7 апреля 1913 г. в с.Хохлово Белгородской губ. В Военно-морском флоте с 1937 г. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище (1941). Служил на Северном флоте.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Лётчик 72-го смешанного авиаполка (6-я истребительная авиационная дивизия ВВС Северного флота), младший лейтенант В. Адонкин 13 июля 1941 при отражении налёта на свой аэродром на И-153 таранил вражеский бомбардировщик. Вскоре стал зам. командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка. К июлю 1943 капитан В.С. Адонкин совершил 365 боевых вылетов, в том числе 31 на штурмовку войск, военных объектов и судов противника. Провёл 42 воздушных боя, в которых сбил 13 самолётов противника. Звание Героя Советского Союза Василию Адонкину было присвоено 22 января 1944.
Всего в воздушных боях уничтожил лично 17 самолётов противника и 8 в группе[1]. 17 марта 1944 г. майор В. Адонкин погиб в воздушном бою с превосходящими силами противника в районе озера Эккерё (Финляндия).
За время боевой деятельности освоил 6 типов истребителей: И-15бис, И-153 «Чайка», МиГ-3, И-16, Хоукер «Харрикейн», Bell P-39 «Аэрокобра».
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, медалями.
Морской лётчик Василий Семёнович Адонкин навечно зачислен в списки воинской части. Бюст Героя установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота в Североморске. В селе Хохлово установлена мемориальная доска.
Победы майора В.С. Адонкина в годы Великой Отечественной войны
- 29 июня 1941 года сбил один Ю-88 в районе аэродрома Ваенга;
- 29 июня 1941 в составе группы из 5 самолетов сбил 3 Ю-88 в районе аэродрома Ваенга;
- 21 июля 1941 в составе группы из 2 самолётов сбил Me-109 в районе аэродром Ваенга;
- 25 июля 1941 в составе группы из 3-х самолётов сбил Ю-88 около Цып-Наволок;
- 13 августа 1941 в составе группы из 3-х самолётов сбил Ме-109 около Роста;
- 15 августа 1941 в составе группы из 5-ти самолётов сбил Ме-110 в районе Мурманска;
- 9 сентября 1941 сбил Хш-126 в районе Большая Западная Лица;
- 6 октября 1941 сбил Ю-88 около Ура-губы в составе группы из 5 самолётов;
- 9 мая 1942 сбил Ю-87 над озером Большое Ура-губское;
- 12 мая 1942 сбил Ме-110 около Титовки;
- 14 мая 1942 сбил Me-109 северо-западнее г. Мишукова;
- 1 июня 1942 сбил Me-109 западнее Колы;
- 2 июня 1942 сбил Me-109 в районе м. Пикшуев;
- 3 июля 1942 сбил Ю-87 западнее Мурманска;
- 13 августа 1942 сбил Me-109 в районе Челнопушки;
- 2 июня 1943 сбил Me-109 в районе порта Кибергнес[2];
- 12 июня 1943 сбил Ме-110 в районе Кибергнес;
- 12 июня 1943 сбил Me-109 около Эккере;
- 19 июня 1943 сбил Me-109 над озером Хейне-Саари;
- 4 июля 1943 сбил Ме-110 северо-восточнее Вайтолахти;
- 22 августа 1943 сбил Me-109 южнее Вардэ;
- 20 января 1944 сбил Me-109 к юго-запападу от озера Чапр;
- 5 марта 1944 сбил Me-109 в районе Эккере;
Сбитых самолетов: 17 + 8 (из них 1 + 0 предположительно);
Боевых вылетов: более 500;
Воздушных боев: около 50;
Истребитель И-16 тип 28 капитана В.С. Адонкина. 27-й ИАП ВВС СФ, лето 1942 г.
***
Вот что говорит морской летчик Василий Минаков в своей книге «О вас, боевые друзья-северяне»:
…В сентябре 1942 года Ивана Алефиренко направили на фронт. «Прибыл на Северный флот, — сообщил вдруг в одном из писем Иван. — Служу в должности командира звена в 255-м истребительном полку ВВС Северного флота. Встретили меня однополчане тепло, нашлись старые знакомые по Ейску. Прижился… Полком командует майор Николай Герасимович Чертов, ты его должен помнить, он принимал экзамены в аэроклубе и авиаучилище. Его заместитель, Василий Адонкин, наш однокашник по училищу, воюет блестяще, настоящий герой.
<…>
…17 марта 1944 года было роковым днем для 9-го гвардейского минно-торпедного и 255-го истребительного авиаполков. Утром того дня воздушный разведчик обнаружил у острова Лилле-Эккерей четыре транспорта, шедших на восток в охранении четырех миноносцев и пятнадцати других кораблей. С воздуха конвой прикрывали около десятка «мессершмиттов».
Командование ВВС Северного флота приняло решение нанести комбинированный удар по транспортам группами низких и высотных торпедоносцев. До подхода самолетов должна была произвести атаку конвоя подводная лодка «Челябинский комсомолец».
Группу низких торпедоносцев в составе четырех самолетов «бостон» возглавил капитан Леонид Иванович Марков. Восьмерку истребителей прикрытия повел майор Николай Герасимович Чертов. В составе этой группы летела и пара, ведущим в которой был Иван Алефиренко.
Полет к цели над морем прошел без каких-либо осложнений. Как и планировалось, еще до подхода самолетов-торпедоносцев конвой атаковала наша подводная лодка и потопила один транспорт. Противник, полагая, что последуют еще удары по кораблям с воздуха, подтянул для их прикрытия до двадцати истребителей. Они встретили наши самолеты еще на подступах к конвою. Завязался тяжелый бой.
Самолеты-торпедоносцы пошли в атаку. Около десятка «мессеров» кинулись за ними. Били с коротких дистанций. Четверка «аэрокобр» во главе с Чертовым отбивала атаки Me-109, увязавшихся за «бостонами». Вторая четверка, ведомая капитаном Петром Рассадкиным, вертелась а карусели, вела воздушный бой с другой десяткой «мессеров». Силы явно были неравные.
От огня «мессеров» загорелся один, за ним второй «бостон». Бой принял ожесточенный характер. Вспыхнул и упал в море истребитель командира полка Чертова. За ним была сбита «аэрокобра» младшего лейтенанта Цибезова.
Алефиренко со своим ведомым Виктором Кочетковым отбивал продолжавшиеся атаки «мессеров». Под их прикрытием два торпедоносца прорвались сквозь плотный зенитный огонь, прицельно сбросили торпеды. Одна из них повредила эсминец, вторая уничтожила сторожевик.
При выходе из атаки был сбит зенитками и упал в море третий «бостон». Четвертый самолет-торпедоносец, сильно поврежденный, вскоре сел на воду, о чем истребители немедленно сообщили на командный пункт, указав место аварии.
— Да, — с грустью вспоминал Иван, — тяжелый был бой, ничего не скажешь.
После ухода одной группы наших истребителей четверка Петра Рассадкина продолжала драться с «мессерами», связывая их боем, до выхода на удар следующей группы торпедоносцев. В том бою капитан Рассадкин и лейтенант Власов сбили по одному Ме-109.
— Гитлеровец, атаковавший меня в лоб, оказался хорошо подготовленным пилотажником, — рассказывал об этом бое Петр Рассадкин. — Разойдясь левым бортом с «мессером», я положил самолет в глубокий вираж. Противник, не обращая внимания на моего ведомого Власова, принял бой, повторив мой маневр… Несколько глубоких виражей ни к чему не привели. Каждый из нас выжимал из самолета все, на что тот способен. Кто — кого, так стоял вопрос.
Не добившись победы на виражах, я решил втянуть противника в бой на вертикали. Это дало мне возможность зайти «мессеру» в хвост. Оставалось только взять упреждение и стрелять. И вдруг противник сорвался в штопор. Умышленно, чтобы избежать расстрела, или ошибся? Однако гитлеровец быстро вывернул свой самолет, и мы пошли друг другу навстречу в перевернутом положении, то есть вверх «брюхом».
В такой ситуации мне еще не приходилось встречаться с противником. Летя вниз головой, очень трудно вести прицельный огонь. Сколько мы ни повторяли атак, результатов никаких. Я взмок от напряжения. Во рту пересохло. Ну и положеньице, черт возьми!
Еще одна атака. Я только-только начал переваливать самолет из верхнего положения, как в перекрестии прицела показался «мессершмитт». Какой момент! Ударил сразу из пушки и пулемета. Длинная очередь попала в цель.
Из боя моя четверка выходила, когда подошла шестерка высотных торпедоносцев в сопровождении двадцати четырех истребителей нашего и семьдесят восьмого полков. Группу истребителей прикрытия вел заместитель командира полка Герой Советского Союза капитан Василий Семенович Адонкин. Он отважно дрался в том бою, прибавил к своему счету два сбитых «мессершмитта». Его машину настиг снаряд зенитки, когда он уже выходил из боя. Герой погиб…
Источники:
- Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Такой книги еще не было!).
- Бойко В. С. Крылья Северного флота. Мурманск, Кн. изд-во, 1976. — 320 с. с ил.
- Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.
- Минаков В. И. О вас, боевые друзья-северяне. — Мурманск: Кн. изд-во, 1989. — 192 с.
- Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. — М.: Воениздат, 1977.
- Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т.1. — М.: Воениздат, 1987.
Оставьте свой отзыв