Марсель Альбер родился 25 ноября 1917 года в Париже, в семье рабочего. Он рано познал тяготы жизни, работая металлистом на заводе «Рено». Закончил платные курсы пилотов. Лётному делу учился за свой счёт, выкраивая необходимые суммы из небольшого заработка. В 19 лет ему, как и многим другим французским лётчикам, дала путёвку в небо единственная в то время во Франции женщина — инструктор Ивон Журжон.
В феврале 1940 года был направлен в истребительную группу GC I/3, где летал на самолёте «Моран-Солнье 406». Весной 1940 года стал летать на «Девуатине 520» (по другим источникам — CR-714).
Во время битвы за Францию сбил один самолёт Do-17 в группе, ещё одна победа (He-111) не была подтверждена. После капитуляции Франции его часть была переброшена в Оран (Северная Африка).
14 октября 1941 года, будучи несогласным с политикой правительства Виши, вместе с Марселем Лефевром и Альбером Дюраном, на самолётах Девуатин D-520 бежал в Гибралтар, откуда был направлен в Англию. Сражался в рядах деголлевских сил «Освобождения Франции», служил в 340-й эскадрильи «Иль-де-Франс».
В декабре 1942 года вступил в ряды «Свободных сражающихся сил Франции» и, в составе первой группы французских добровольцев, прибыл в Россию.
Свой боевой путь в составе «Нормандии» начал весной 1943 года. Все тяготы фронтовой жизни он делил наравне с другими лётчиками. Каждый день на волоске от гибели — каждый вылет мог оказаться последним.
Марсель Альбер сразу же привлекал внимание красивой и аккуратно подстриженной головой, строгими чертами лица и проницательными умными глазами. Стеснительный, без причин краснеющий, он обладал незаурядной волей, завидным упорством и большой настойчивостью. Когда весной развезло полевой аэродром, он первый стал взлетать и садиться, используя покрытую щебёнкой дорогу. И ни разу ни малейшим образом не повредил свой самолёт.
13 июня 1943 года, в воздушном бою, вражеский снаряд повредил систему топливопитания его машины. Но с помощью ручного подкачивающего насоса — альвейера — можно было лететь. 200 км Альбер вручную питал мотор бензином, но долетел. Потом неделю не мог летать — чертовски болела рука и плечо.
16 июля 1943 года Альбер и Прециози, баражируя в районе Думиничи, получили сигнал со станции наведения о появлении разведчика противника. Они устремились к нему. «Рама» тоже заметила их и с резким снижением на максимальной скорости попыталась уйти. Атака, ещё одна. Кабина стрелка разбита, левый мотор начал дымить. Ещё очередь и FW-189 перевернувшись в воздухе вошёл в свое последнее пике. А через несколько часов спустя друзья снова поднялись в воздух и вновь вступили в бой с противником…
Трудным летом 1943 года «Нормандия» прошла суровую школу боёв. Вспоминая о том времени, Марсель Альбер впоследствии заметил: «Если бы мы воевали тогда организованно, как впоследствии, мы бы успешнее боролись с Люфтваффе. Но мы делали лишь один боевой вылет в день, а надо было — пять…»
В феврале 1944 года, за победы в летней компании 1943 года, Марсель Альбер был награждён орденом Красного Знамени.
В мае 1944 года, когда эскадрилья «Нормандия» была преобразована в полк, Альбер был произведён в лейтенанты и назначен командиром 1-й эскадрильи «Руан».
В октябре 1944 года восьмёрка «Яков» под командой Альбера Марселя провела удачный бой с 30 Ju-87 прикрываемыми 12 FW-190 из эскадры «Мёльдерс».
В этом бою Альбер одержал сразу 2 победы, а его товарищи — ещё 5. В итоге противник, потеряв 7 машин, был вынужден оставить поле боя. Восьмёрка Альбера вернулась на свой аэродром без потерь.
Отличный бой провели французские лётчики под его командованием и 18 октября 1944 года. В тот день эскадрилья встретила около 20 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием 6 истребителей. Французы, стремительно атаковав врага, сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя. Сам Марсель уничтожил в этом бою ещё 2 машины противника.
26 октября 1944 года во главе 8 «Яков» Альбер вылетел для прикрытия наступающих советских войск. В районе барражирования увидел ниже вражеские самолёты, бомбившие наши позиции. Заметив «Яки», немцы повернули на запад. Восьмёрка Альбера, пользуясь высотой, легко догнала противника и обрушила на них мощь своего оружия. Стремительный удар разметал строй противника, они пытались уйти на бреющем полёте. По команде Альбера, французы бросились преследовать отступающего противника. А он вместе с Амарже, догнав самолёт врага, двумя длинными очередями уничтожил его. Это была 23-я победа отважного аса и 200-й самолёт на счету лётчиков «Нормандии — Неман».
За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 ноября 1944 года командиру 1-й эскадрильи полка «Нормандия — Неман» старшему лейтенанту Марселю Альберу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 193 боевых вылета и имел на счету 23 сбитых самолёта противника официально (из них — 16 в группе) и 2 неподтверждённых (1 в группе). При этом, 21 победа (при 1-й неподтверждённой) была одержана в России.
В середине декабря 1944 года Марсель Альбер был награждён Крестом освобождения и отправлен во Францию, в отпуск. В «Нормандию» он больше не вернулся — вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии «Франция», создаваемой в Туле (которая так и не была сформирована).
После войны — долгое время оставался на службе в ВВС. С 1947 года майор М. Альбер — в запасе. Был французским военно-воздушным атташе в Праге. По окончании службы переехал в США, где и проживал до конца своих дней во Флориде.
Список известных побед Марселя Альбера
Дата победы | Тип сбитого самолёта | Место победы | Самолёт аса |
14 мая 1940 г. | Do-17 (в группе) | Сюип | D-520 |
20 мая 1940 г. | He-111 н/п | Хэм | D-520 |
18 июля 1942 г. | FW-190 (повреждён) | Спитфайр V | |
16 июня 1943 г. | FW-189 (в группе) | Брусно — Мековая | Як-1Б |
14 июля 1943 г. | FW-190 | Ягодная | Як-1Б |
17 июля 1943 г. | FW-190 | Ягодная — Красник | Як-1Б |
17 июля 1943 г. | FW-190 (в группе) | Знаменская | Як-1Б |
19 июля 1943 г. | Ju-88 (в группе) | Знаменская | Як-1Б |
31 августа 1943 г. | Ju-87 | Ельня | Як-1Б |
1 сентября 1943 г. | FW-190 (в группе) | Ельня | Як-1Б |
17 сентября 1943 г. | FW-190 | Смоленск | Як-9 |
22 сентября 1943 г. | FW-190 | Красное | Як-9 |
4 октября 1943 г. | Hs-126 (в группе) | Горки | Як-9 |
12 октября 1943 г. | FW-190 (в группе) | Горки | Як-9 |
15 октября 1943 г. | Ju-88 (в группе) | Горки | Як-9 |
15 октября 1943 г. | Ju-88 н/п | Горки | Як-9 |
15 октября 1943 г. | 2 FW-190 (в группе) | Горки | Як-9 |
16 октября 1943 г. | 2 Ju-87 (в группе) | Сталупонен | Як-3 |
16 октября 1943 г. | FW-190 | Сталупонен | Як-3 |
18 октября 1944 г. | 2 Hs-129 (в группе) | Сталупонен | Як-3 |
23 октября 1944 г. | Me-109 (в группе) | Сталупонен | Як-3 |
26 октября 1944 г. | Me-109 (в группе) | Тракенен | Як-3 |
Боевые самолёты Марселя Альбера
Dewoitine D.520 подразделения GC 1/3, Франция, лето 1940 г.
Як-1M, эскадрилья «Нормандия», зима 1943 г.
Як-9, аэродром Дубровка, весна 1944 г.
Як-3, аэродром Антоново, осень 1944 г.
Истребитель Як-3 Марселя Альбера, 1944 — 1945 гг.
Як-3 Марселя Альбера
Неплохой материал. Геройский лётчик, настоящий ас.
Друзья! В 2012 году — 70-летие франко-советского полка «Нормандия-Неман». Альберт — настоящий советский ас, Герой Советского Союза. Честь и слава Марселю Альберту!