Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Андре Жак (Andre Jacques)

Жак Андре

Жак Андре

Родился 25 февраля 1919 года в Париже и был сыном авиатора, широко известного в Первую мировую войну. Учился в университете, окончил лётную школу в городе Бурже. Работал лётчиком — инструктором на авиационных базах в городах Авор и Салон. В 1937 году, будучи выдающимся спортсменом, принимал участие в легкоатлетическом матче Франция — Германия. 15 апреля 1939 года вступил в ВВС, прошёл лётную переподготовку в Этампе.

Когда в июне 1940 года Италия вторглась в Южную Францию, курсанты-лётчики были эвакуированы в Северную Африку. Там, в звании сержанта, Андре получил назначение в GC II/3, летал на самолётах «Девуатин-520». Через год его эскадрилья была направлена в Сирию, участвовала в боевых действиях против ВВС Великобритании, Австралии и Свободной Франции, стремившихся оккупировать эту страну. Воздушных побед там Андре одержать не удалось. В июле 1941 года эскадрилья вернулась в Алжир. Там 18 мая 1942 года, в паре с другим лётчиком, он сбил летающую лодку «Каталина» из 202-й эскадрильи Королевских ВВС, участвовавшую в прикрытии конвоя, который направлялся на Мальту.

После того как Северная Африка оказалась в руках союзников, он решил добровольцем отправиться на Восточный фронт и 22 декабря 1943 года прибыл в состав эскадрильи «Нормандия», где очень быстро вписался в коллектив. 30 июля 1944 года, после перевооружения на Як-9, именно он одержал первую победу «Нормандии» в Восточной Пруссии, уничтожив истребитель FW-190. В то время Андре имел звание аспиранта  (кандидата в офицерский чин).

Вскоре Андре был назначен командиром звена. Росло число сбитых им самолётов. 16 октября 1944 года, в самый удачный день «Нормандии — Неман», когда французскими лётчиками только в воздушных боях было уничтожено 29 самолётов противника, одну из побед записал на свой счёт и Жак Андре.

Особо отличился в небе Восточной Прусии, где сбил 7 вражеских самолётов. Ранним утром 16 января 1945 года одна из четвёрок полка «Нормандия — Неман» под командой Жака Андре прикрывала наши наступающие войска. Через некоторое время Жаку сообщили, что с запада идёт большая группа вражеских самолётов. Четвёрка Андре устремилась им навстречу. Через несколько минут впереди на высоте 2000 метров появились 20 FW-190 гружённые бомбами. Их прикрывали столько же «Фоккеров», но уже без бомб.

Жак Андре всегда отличался решительностью, умением мгновенно ориентироваться в обстановке, обладал быстротой реакции. На большой скорости со снижением отважная четвёрка «Яков» врезалась в строй противника. И прежде чем те успели что — либо предпринять, 3 машины загорелись и упали на землю. Остальные беспорядочно сбрасывая бомбы, рассыпались в разные стороны. Когда немцы заметили, что перед ними всего 4 «Яка», они с яростью набросились на четвёрку Андре.

Разгорелся яростный воздушный бой. Во всём своём блеске раскрылись тогда великолепные боевые качества истребителя Як-3 — его маневренность и огневая мощь. Ни на мгновение не упуская из виду друг друга, готовые в любой момент прийти на выручку, лётчики звена Андре сбили ещё 3 вражеских самолёта и без потерь вернулись на свой аэродром.

Истребитель Як-3 Жака Андре.  Аэродром Антоново, Сентябрь 1944 г.

Истребитель Як-3 Жака Андре.  Аэродром Антоново, сентябрь 1944 г.

Сам Жак Андре сбил в том бою 4 самолёта врага!   Его лицо светилось радостью, когда он вылез из кабины. Казалось, что Андре сейчас рассмеётся своим счастливым смехом.

Когда друзья просили Жака рассказать о воздушных боях, проведённых им, он всегда отводил все попытки подчеркнуть свою смелость, умение, талант. Весь успех дня отдавал своему самолёту. Как товарища, как живое существо любил он свой «Як». «В этой машине, — говорил он, — я чувствую себя в воздухе полным хозяином».

Он был искренен во всех своих делах и поступках. 8 апреля 1945 года, в дни самых напряжённых боев под Кенигсбергом, Жак Андре сбил свой последний — 15-й самолёт противника  (4 из них в группе), ещё 4 победы  (1 из них в группе) не получили официального подтверждения [1]. За время пребывания на фронте Жак Андре совершил 130 боевых вылетов, провёл 19 воздушных боёв. Участвуя в Витебско-Оршанской, Неманской, Восточно-Прусской и Кёнигсбергской операциях, стал самым результативным пилотом «Нормандии» по числу индивидуальных побед. В знак выдающихся успехов ему было присвоено звание младшего лейтенанта. 4 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Список известных побед младшего лейтенанта Жака Андре[2]:

Дата Тип сбитого самолёта Место падения самолёта
18 мая 1942 г.  PBY «Каталина» (в группе) Алжир
30 июля 1944 г.  FW-190 Зелура (Сев.)
30 июля 1944 г.  Ju-87 (в группе) н/п Сувалки
13 октября 1944 г.  Ju-88 (в группе) Ширвиндт
16 октября 1944 г. FW-190 (в группе) Гумбиннен
20 октября 1944 г. FW-190 Гумбиннен (Ю — В)
22 октября 1944 г. FW-190 Инстербург (С — В)
23 октября 1944 г. FW-190 (в группе) Гумбиннен (С — З)
16 января 1945 г. 2 FW-190 Каушен (Ю — З)
16 января 1945 г. 2 FW-190 Гумбиннен (Зап.)
16 января 1945 г. FW-190 н/п Куссен (Ю — В)
18 января 1945 г. FW-190 н/п Шиллен
19 января 1945 г. FW-190 Шиллен (Ю — З)
19 января 1945 г. Hs-129 (в группе) Гумбиннен (Зап.)
19 января 1945 г. Hs-129 (в группе) Инстербург (Зап.)
25 марта 1945 г. FW-190 Пиллау (Ю — З)
7 апреля 1945 г. FW-190 н/п Кенигсберг (С — В)
8 апреля 1945 г. FW-190 Кенигсберг (С — З)
Жак Андре

Жак Андре

После войны оставался на действительной службе в ВВС. В 1968 году вышел в отставку в звании полковника. Был техническим и коммерческим директором садоводческого предприятия в городе Вансе, затем — персональным пенсионером. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени. В 1960 году вместе с Леоном Кюффо присутствовал в Москве на примьере кинофильма «Нормандия — Неман». Умер 2 апреля 1988 года.

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. По другим источникам имел 16 личных побед []
  2. информация взята из книги Т. Полака и К. Шоурза — «Асы Сталина». []

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image