Родился 8 августа 1917 года в Париже. Барон Франсуа де Жофр де Шабриньяк получил свои «крылышки» в возрасте 17 лет. До войны увлекался спортом, был чемпионом Франции по лыжам среди студентов. Затем поступил на службу в ВВС, но в момент начала войны был ещё старшим капралом, проходил подготовку в нескольких учебных заведениях. При заключении перемирия находился в Оране. Вместе с группой товарищей — пилотов собирался вылететь в Гибралтар на самолёте «Блох-175». Однако сделать это им не удалось, поскольку все они были арестованы и заключены в крепость Санта-Круз в Оране. Лишь после того как в ноябре 1942 года в Алжире высадились англо — американские войска, Жофр смог возобновить полёты. Во время Тунисской компании был пилотом GC II/5 «Лафайет», летал на самолёте Кертисс Р-40 «Уорхок», имел звание сержанта.
В январе 1944 года прибыл в Россию, в состав полка «Нормандия — Неман», будучи аспирантом. Молодой, задорный, острый на язык Франсуа де Жоффр, как и многие из вновь прибывших пилотов, утверждал, что имеет приличный налёт. И ему поверили. В одном из тренировочных полётов на Як-9, в паре с Лефевром, попал в снегопад. Срочно развернувшись, лётчики пошли на посадку. И Франсуа «приземлился» прямо на Ла-5, выруливающий на старт. Оба пилота чудом остались живы…
Со временем де Жоффр набрался опыта и стал одним из сильнейших лётчиков полка. Марсель Лефевр (у которого де Жоффр летал ведомым), не раз отмечал исключительную осмотрительность Франсуа, который всегда своевременно информировал его обо всём происходившим вокруг.
Летая на самолёте Як-9 де Жоффр одержал 2 подтверждённые и 1 неподтверждённую победу. Затем полк отправился в тыл для перевооружение на Як-3. За первые 3 месяца 1945 года он сбил ещё 5 самолётов (3 из них — в группе), последняя победа, одержанная им 26 марта, не была подтверждена.
В один из последующих дней, при налёте на аэродром Пиллау, самолёт младшего лейтенанта де Жоффра был подбит огнём зенитной артиллерии, а затем добит парой «Фоккеров». Выпрыгнув с парашютом он приземлился в ледяную воду залива Фриш-гаф, в 2 — 3 км от берега.
Собрав все свое силы, он плыл к берегу под обстрелом с берега и с воздуха. Вскоре обнаружил плавающий на воде большой деревянный брус и, обхватив его обеими руками, продолжил свой путь к спасению.
Более 10 часов продолжалось это плавание в ледяной воде. К вечеру де Жоффр добрался до берега и в полубессознательном состоянии был подобран солдатами 296-го стрелкового полка, во главе с комбатом капитаном Г. Назарьяном.
Это было чудесное спасение. Вернувшись во Францию, отважный француз решил обязательно написать обо всём, что навек породнило лётчиков «Нормандии» с Советским Союзом. В начале 1950-х годов во Франции вышла замечательная книга «Нормандия — Неман» автором которой был Франсуа де Жоффр (вскоре она была переведена и на русский язык).
Общий итог его боевой деятельности в составе полка «Нормандия», различными источниками, трактуется по разному — от 7 до 11 побед. Точных данных пока нет.
Список известных побед младшего лейтенанта Франсуа де Жоффра:
Дата | Тип сбитого самолета | Место падения |
14 октября 1944 г. | Ju-88 (в группе) | Губиннен (Ю — В) |
16 октября 1944 г. | Ме-109 (повреждён) | Сталупонен |
18 октября 1944 г. | Hs-129 (в группе) | Сталупонен (Южнее) |
30 декабря 1944 г. | Ме-109 н/п | Даркемен (Вост.) |
16 января 1945 г. | FW-190 н/п | Каушен (Ю — В) |
18 января 1945 г. | FW-190 | Каушен (Ю — З) |
28 января 1945 г. | FW-190 (в группе) | Гросс — Раум |
9 февраля 1945 г. | FW-190 (в группе) | Фолитник |
26 марта 1945 г. | FW-190 (в группе) н/п | Пилау |
Оставьте свой отзыв