Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Ершов Александр Михайлович

Советский летчик Александр Ершов - 15 победАлександр Михайлович Ершов родился 1 мая 1923 года в Киеве. С 1937 года жил в Москве. В 1939 году окончил Дзержинский аэроклуб. С 1939 года нёс службу в рядах Красной Армии. После окончания Борисоглебской военной авиационной школы в 1940 году, остался в школе на должности лётчика-инструктора.

С августа 1944 года лейтенант А. М. Ершов находился в действующей армии. Сражался в составе 233-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 1-й Белорусский фронт). Был командиром звена, заместителем командира эскадрильи.

19 февраля 1945 года у города Кюстрин (Польша) совершил таран FW-190, после чего произвёл благополучную посадку на своём аэродроме.
К маю 1945 года старший лейтенант А. М. Ершов выполнил 73 боевых вылета. Проведя 12 воздушных боёв, лично сбил 15 самолётов противника.

После окончания войны нёс службу на испытательной работе в НИИ ВВС, НИИ-1 и ЛИИ. Испытывал самолёты Ла-15, МиГ-9, МиГ-15, Як-15, Як-19, самолётные двигатели РД-10, ТР-1 .

17 апреля 1950 года лётчик-испытатель 3-го класса капитан А. М. Ершов погиб при испытании истребителя Ла-15. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями.

***

Гениальный авиаконструктор А. С. Яковлев в своей книге «Цель жизни» среди заметок о советских лётчиках-истребителях упоминает и о А. М. Ершове:
«…Большой наградой всему нашему коллективу послужили письма от фронтовых лётчиков, испытавших самолёт Як-3 в горячих воздушных схватках.
Я получил письмо от командира одного из авиационных полков, в котором рассказывалось о лётчике Ершове:
«Лейтенант Александр Ершов на фронте всего месяц, летает на Як-3. За этот месяц он провёл 6 воздушных боёв и сбил 10 самолётов противника… Однажды на 8 наших истребителей налетело 30 Фокке-Вульфов. В этом бою Ершов плоскостью своего «Яка» отрубил хвост одному «Фоккеру», а другой сбил пушечно-пулемётным огнём. На следующий день он летел вдвоём, налетело 16 Фокке-Вульфов, и в завязавшемся воздушном бою он сбил 3 вражеских истребителя».
Я был обрадован успехами Ершова и послал ему поздравительную телеграмму. Через некоторое время получаю ответ, который меня глубоко тронул. Сообщая, что он сбил ещё 5 самолётов противника, лейтенант Ершов писал о себе:
«Мне 22 года, но летаю я с 1938 года и успел уже проработать 4 года в лётной школе на инструкторской работе, что помогло мне использовать максимально возможности машины Як-3, которая, безусловно, является сейчас любимым самолётом наших лётчиков. У меня есть мечта, которая зародилась ещё в детстве, когда я читал книги об авиации. Я хочу стать настоящим лётчиком-испытателем. Я уверен, что у вас есть уже готовые в проекте такие машины, которые мне снятся. Словом, я «болельщик» авиации с детства, и то, что бы я хотел сказать, очень трудно выразить на бумаге…»
Следует отметить, что все 15 побед Александр Ершов одержал в небе Польши и Германии в феврале — апреле 1945 года, проведя всего 12 воздушных боёв. Высочайшая результативность! Остановимся на некоторых из них более подробно.

19 февраля 1945 года две четвёрки Як-3 из состава 233-го истребительного авиационного полка под командованием старшего лейтенанта Г. С. Ахметова и лейтенанта А. М. Ершова прикрывали войска южнее Штаргарда. Неожиданно из облаков на высоте 2500 метров вывалились шесть FW-190 и пошли в атаку на группу Ершова. Александр развернулся и в свою очередь устремился на противника. Оказавшись в ходе боя между двумя Фокке-Вульфами, чтобы не подставить себя под огонь противника, Ершов резко довернул влево и ударом консоли крыла по хвостовому оперению «Фоккера» таранил его. FW-190 перешёл в беспорядочное падение и врезался в землю. Одновременно ведомые Ершова сбили по одному FW-190.

В это время группа Ахметова завязала бой сперва с шестёркой, а затем ещё с четвёркой мессеров Ме-109. Использовав преимущество Як-3 в маневренности, Ахметов сбил один Мессершмитт.

В ходе боя подоспела ещё четвёрка FW-190, и 8 советским истребителям пришлось сражаться с 20 немецкими лётчиками. В воздухе образовался из дерущихся самолётов ревущий клубок. Истребители противника, попавшие в невыгодное положение, уходом в облака или пикированием выходили из боя. В итоге старший лейтенант Г. С. Ахметов, лейтенанты М. А. Броварец, Н. Ф. Евсеев, В. М. Котровский и Е. В. Тарасенков сбили по одному, а лейтенанты А. М. Ершов и Н. Н. Лихов — по 2 вражеских самолёта. Таким образом, 8 наших лётчиков уничтожили 9 немецких самолётов, не имея потерь со своей стороны.

С 5 по 8 марта 1945 года авиаторы 16-й Воздушной армии провели 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. В боях особо отличились лётчики 234-й истребительной авиационной дивизии. Лейтенанты В. С. Величко, Н. Ф. Евсеев и А. М. Ершов сбили по 3 вражеских самолета, а майор Я. Л. Оводов, Герой Советского Союза капитан В. Н. Яшин, лейтенанты Н. А. Бродский, А. А. Кольцов, В. М. Котровский, Г. А. Пашков и В. А. Ситников уничтожили по 2 самолёта.

9 марта, в районе города Фрауенхоф, Александр Ершов сбил сразу 3 самолёта типа FW-190. Конец своей победной серии он поставил 18 апреля 1945 года, когда в течение дня уничтожил 5 самолётов противника!»

Список побед капитана Ершова А.М. в годы Великой Отечественной войны

Дата Самолет противника Место воздушного боя
1 17.02.1945 1 Ме-109 западнее Кюстрин
2 19.02.1945 1 FW-190 южнее Шлетениц
3 19.02.1945 1 FW-190 Мегов
4 22.02.1945 1 Ме-109 зап. окраина Ноймарк
5 05.03.1945 1 Ju-87 севернее Альтдамм
6 06.03.1945 1 Me-109 севернее Добберфуль
7 08.03.1945 1 Me-109 ю-в Альдамм
8 09.03.1945 3 FW-190 Фрауенхоф
11 18.04.1945 1  FW-190 севернее БУков
12 18.04.1945 1  FW-190 восточнее Грюнов
13 18.04.1945 1  FW-190 южнее Клостердорф
14 18.04.1945 1  FW-190 юго-западнее Штернебек
15 18.04.1945 1  FW-190 юго-всоточнее Штраусберг
Всего сбито самолетов: 15+0; боевых вылетов: 73; воздушных боев: 12

Заканчивая повествование о лётчике А. М. Ершове, А. С. Яковлев пишет:
«Через несколько лет после окончания войны я узнал, что Александр Ершов достойно сражался до полной победы над врагом, а потом осуществил свою мечту и стал испытателем самолётов».

Окончив после войны школу лётчиков-испытателей, Александр Ершов действительно работал в НИИ ВВС, НИИ-1 и ЛИИ. Он провёл испытания по исследованию распределения аэродинамических нагрузок в полёте на самолётах МиГ-9 (в 1948 году) и Ла-15 (в 1949 году). Участвовал в испытаниях автопилота истребителя, радиооборудования, провёл исследования в области больших чисел М и перегрузок на самолётах: МиГ-15, Як-15, Як-19. В 1948 году ему присвоено звание «Лётчик-испытатель 3-го класса».

17 апреля 1950 года капитан Александр Михайлович Ершов погиб в испытательном полёте на новом реактивном истребителе Ла-15. Это была летающая лаборатория, отличавшаяся дренированными консолями крыла и хвостового оперения и предназначена для исследования распределения давления на их поверхностях. Через 5 минут после взлёта с аэродрома ЛИИ радиосвязь с лётчиком прервалась, и самолёт врезался в землю. Как позднее выяснилось, причиной катастрофы оказался новый вид вибраций.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image