Родился 31 октября 1911 года в Корнимо (Вог). В 1931 году вступил в ВВС, 31 июля получил квалификацию лётчика, затем прошёл подготовку лётчика — истребителя в Истре и был зачислен в 7-ю эскадрилью в Дижоне. Стройный, корректный, всегда сдержанный он быстро стал одним из лучших пилотов Французских ВВС, чьим кредо было выражение известного аса Первой мировой войны Жоржа Гиньемера: «Ничего не отдано, если не отдано всё!».
Как выдающегося пилота его включили в состав группы авиационной акробатики, которая совершала показательные полёты по всей Европе. Литтольф летал на самолёте «Моран-225».
В 1939 году отношения с Италией обострились и группу GC II/7, в которой он служил, перевели в Алжир на случай вторжения итальянцев из Ливии в Северный Тунис. После начала войны с Германией Литтольф настаивал, чтобы его отправили на родину. Он получил назначение в GC III/7 в Седане, где летал на «Моране-406«. В составе этого подразделения впервые принял участие в боевых действиях в мае 1940 года. Однако, уже в том же месяце, группа была отозвана в тыл для перевооружения самолётами «Девуатин-520».
После возобновления боевых действия и заключения перемирия он перелетел на своём самолёте в Англию, где присоединился к движению «Свободная Франция». Там аджюдан Литтольф был направлен в 6-й учебный центр, чтобы освоить английские истребители, а в августе был направлен в Одихам. Через месяц он вместе с группой лётчиков прибыл в Дакар, чтобы принять участие в злополучной операции «Угроза», после чего несколько лётчиков с тремя «Девуатин-520» остались в Даволе (Камерун). Отсюда они были доставлены в Египет, чтобы оказать содействие в формировании истребительного отряда №1 (1-я эскадрилья группы GC III/2, которая в дальнейшем послужила ядром группы «Эльзац»). Это подразделение, сформированное в декабре 1940 года и укомплектованное самолётами типа «Моран-406», сначала было придано 80-й эскадрильи Королевских ВВС.
В конце марта 1941 года, теперь уже имея самолёты «Харрикейн«, 6 лётчиков части были отправлены в Грецию и приданы 33-й эскадрилье. Там они выполнили несколько патрульных полётов над Афинами, но в начале апреля были отозваны в Египет в связи с возможностью немецкого вторжения. Затем их включили в состав 73-й эскадрильи для обороны Тобрука, и там Литтольф, уже в звании младшего лейтенанта, до конца апреля одержал 3 победы, а позднее — ещё одну, прикрывая корабли, на которых эвакуировали английские войска с Крита. В одном из боёв был ранен в руку.
Истребитель «Харрикейн» — на таком Литтольф летал в Ливии.
В марте 1942 года Литтольф отправился в Англию и оттуда позднее выехал в Советский Союз в составе первой группы лётчиков для формирования эскадрильи «Нормандия». К тому времени на его счету числилось уже 10 сбитых самолётов.
В ноябре 1942 года, с первой группой французских добровольцев, Литтольф прибыл в Россию для продолжения борьбы с фашистами. Спустя некоторое время он добился чтобы художник написал на бумажной ленте, растянутой во всю стену казармы, его лозунг: «Победа достается тому, кто её более настойчиво добивается!»
В жизни Литтольф отличался исключительным аскетизмом — не курил, не пил спиртного, не увлекался женщинами. Он всецело был поглощён одной-единственной идеей: спроектировать такой самолёт, который летал бы выше, дальше и быстрее всех существующих. Углубившись в излюбленные расчёты, Литтольф никого и ничего не замечал, поэтому, наверное, с ним никогда не случалось ни смешного, ни грустного.
Истребитель Як-1Б командира эскадрильи капитана Альбера Литтольфа. Лето 1943 года.
Но при всех своих странностях Литтольф отличался исключительной лихостью в воздухе. Казалось, в небе, отрешившись от формул и цифр, он давал себе полную волю, вкладывал в пилотирование все чувства и эмоции и тем самым создавал особый, ни с чьим не схожий лётный почерк. Скупые, ювелирные движения рулями, тончайший расчёт, исключительный глазомер и железная выдержка… Ему на роду было написано быть истребителем. Именно эти черты характера выдвинули его в заместители командира эскадрильи Жана Тюляна.
Пересев на истребитель Як-1, Литтольф продолжал воевать так же яростно, как и прежде. Он был в восторге от своей новой боевой машины, в особенности её маневренных качеств. Это преимущество было особенно заметно по сравнении с английским «Харрикейном». Як-1 имел высокую скорость и приличное вооружение.
Капитан Альбер Литтольф получает поздравление с очередной победой от Гвардии капитана С. А. Сибирина из 18-го Гвардейского ИАП, 1943 год.
Начав участвовать в боевых действиях весной 1943 года в звании капитана, к середине июля он одержал 3 победы.
13 июля 1943 года, в боях на Курской Дуге, сбил многоцелевой самолёт Me-110, который пилотировал майор Йоахим Блешмидт (командир ZG 1, кавалер Рыцарского креста, погиб вместе со стрелком унтер — офицером Гансом Ферлом). Ещё через 3 дня, 16 июля 1943 года, капитан Литтольф погиб в районе Красниково, бросившись в атаку на группу пикировщиков Ju-87. В тот день он сбил свой последний самолёт — ещё один Me-110. К моменту гибели на его счету числилось 14 вражеских самолётов сбитых официально (6 лично и 8 в группе), а так же 2 неподтверждённых победы. Литтольф сдержал своё слово, данное друзьям: сражаться до тех пор, пока рука держит штурвал, а глаза видят противника.
Список известных побед капитана Альбера Литтольфа:
Дата | Тип сбитого самолёта | Место падения | Самолёт Альбера Литтольфа |
12 мая 1940 г. | Ju-88 (в группе) | Коммерси (Ю-В) | MS-406 |
14 мая 1940 г. | 4 Hs-126 (в группе) | Шемери-Вадресс-Седан | Ms-406 |
3 июня 1940 г. | Me-109 (в группе) н/п | Куломье | D-520 |
20 июня 1940 г. | Hs-126 (в группе) | Аржантон — сюр — Крез (Сев.) | D-520 |
14 апреля 1941 г. | Ju-87 | Тобрук | «Харрикейн I» (V7856) |
14 апреля 1941 г. | Ju-87 н/п | Тобрук | «Харрикейн I» (V7228) |
23 апреля 1941 г. | Ju-87 | Тобрук | «Харрикейн I» (V7228) |
23 апреля 1941 г. | Me-109 | Тобрук | «Харрикейн I» (V7228) |
31 мая 1941 г. | Ju-88 | Крит (Ю) | «Харрикейн I» (W9329) |
31 мая 1941 г. | Cant Z-1007bis (повреждён) | Крит (Ю) | «Харрикейн I» (W9329) |
3 мая 1943 г. | Hs-126 (в группе) | Спас — Демянск | Як-1б |
15 июня 1943 г. | FW-189 (в группе) | Мариука | Як-1б |
13 июля 1943 г. | Me-110 | Ксин | Як-1б |
16 июля 1943 г. | Me-110 | Красниково | Як-1б |
За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Альбер Литтольф посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В 1960 году его останки были эксгумированы и доставлены во Францию для перезахоронения.
Оставьте свой отзыв