Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Риссо Жозеф (Risso Joseph)

Жозеф Риссо

Жозеф Риссо

Родился 23 января 1920 года в небольшой деревне Кадолив (Буш — дю — Рон), в семье выходца из Италии. В конце 1938 года вступил в ВВС и 13 апреля 1939 года получил квалификацию лётчика. До 1940 года работал инструктором в Истре. 21 мая 1940 года направлен в Северную Африку.

После заключения перемирия, правительство Виши приказало поставить все самолёты на «профилактику». О том, чтобы улететь из лагеря предателей французского народа на своей боевой машине, не могло быть и речи, так сильно их охраняли. Тогда Риссо обратил внимание на маленький Кодрон «Самун», который по утрам доставлял донесения в штаб, расположенный в Оране. Однажды, с другом Никлоссом, Риссо оседлал «Самун» и ускользнул с аэродрома в надежде добраться до Гибралтара, чтобы воевать в рядах «Свободной Франции».

Правда, добраться туда им не удалось — по ошибке беглецы приземлились в Испании, где были взяты под стражу. Через некоторое время они были освобождены и 16 августа добрались до Гибралтара, откуда отплыли в Англии. Там Риссо прошёл курс обучения в лётных училищах в Одихэме и Тернхилле, а затем и в Дебдене. Лишь после этого, имея звание старшего сержанта, в августе 1941 года он получил направление в 253-ю эскадрилью Королевских ВВС, базировавшуюся на севере Шотландии и летающую на истребителях «Харрикейн». «Я не мог подчиниться наглому завоевателю, поэтому последовал призыву Генерала де Голля…», — так Риссо объяснил своё желание продолжить борьбу.

Жозеф Риссо

Жозеф Риссо

Потом судьба забросила Риссо в Раяк. В июле 1942 года он выразил желание сражаться на Восточном фронте и оказался в составе первой группы французских лётчиков-добровольцев, с которой началось формировании группы GC 3 «Нормандия» в России.

Быстро освоив Як-1Б, в апреле 1943 года Риссо начал участвовать в боевых действиях. Во второй половине года был произведён в младшие лейтенанты, одержал 9 официальных побед  (6 из них — в группе)  и 3 неподтверждённые.

Ж.Риссо провожает Р.Дервиля в бой.

По натуре Риссо был горяч и энергичен. Однажды он, с кем-то поспорив, вырубил винтом самолёта, идя на бреющем, дорожку в высокой траве у края аэродрома. Потом это же проделал и Робер Марки, но пример абсолютного, хотя в принципе безрассудного бесстрашия показал именно Риссо — мастер воздушной акробатики и эквилибристики, непревзойдённый весельчак.

Риссо первым в «Нормандии» начистил свой «Як» до зеркального блеска. Затем, ту же операцию повторили и другие лётчики эскадрильи. Благодаря принятым мерам по шлифовке плоскостей крыльев и фюзеляжа войлоком, скорость машины увеличилась почти на 15 км/час выше той, которая была записана в формулярах заводских испытаний. А это для боя — великое дело.

Первую официальную личную победу одержал 14 сентября 1943 года, в районе селения Боровское, сбив истребитель FW-190. Через неделю, 22 сентября, недалеко от Смоленска, уничтожил сразу 2 пикировщика Ju-87. В феврале 1944 года, за успехи достигнутые в сражениях на Советско-Германском фронте, лейтенант Риссо был награждён орденом Красного Знамени.

Як-9 Жозефа Риссо.
Истребитель Як-9 Жозефа Риссо.  Эскадрильи «Нормандия», осень 1944 года.

После перевооружения группы на самолёты Як-9, Риссо в 1944 году вновь участвовал в боях на фронте, одержал ещё 2 официальные победы и 1 неподтверждённую.

В октябре 1944 года Риссо записал на свой счёт сразу несколько побед, последнюю из которых одержал 24 октября, уничтожив истребитель FW-190.

В декабре 1944 года Риссо был награждён Крестом освобождения и, в составе группы лётчиков полка, уехал в отпуск во Францию. В «Нормандию» он уже не вернулся — вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии «Франция», создаваемой в Туле. Там он и встретил конец войны. За период своей боевой деятельности Жозеф Риссо одержал 11 официальных побед  (5 из них — в составе группы)  и 4 неподтверждённые.

Картина Роя Гриннеля

Картина Роя Гриннеля «Эскадрилья «Нормандия-Нёман». (предоставил Любомир ИВАНОВ, Болгария)

Список известных побед капитана Жозефа Риссо:

Дата Тип самолёта противника Место падения Самолёт Жозефа Риссо
16 июля 1943 г. FW-189 (в группе) Красниково Як-1б
19 июля 1943 г. Ju-88 (в группе) Знаменская Як-1б
30 августа 1943 г. Ju-87 н/п Ельня Як-1б
31 августа 1943 г. Ju-87 (в группе) Ельня Як-1б
31 августа 1943 г. FW-190 (в группе) Ельня Як-1б
14 сентября 1943 г. FW-190 Боровское Як-1б
19 сентября 1943 г. Ju-87 Ельня (Зап.) Як-1б
22 сентября 1943 г. 2 Ju-87 Смоленск (Ю-В) Як-1б
22 сентября 1943 г. FW-190 н/п Смоленск (Ю-В) Як-1б
26 сентября 1943 г. FW-190 н/п Смоленск (Ю-В) Як-1б
13 октября 1943 г. FW-190 (в группе) Горки Як-1б
15 октября 1943 г. Ju-88 (повреждён) Горки (Сев.) Як-1б
18 октября 1944 г. Ju-88 (повреждён) Пиллупонен Як-9
23 октября 1944 г. FW-190 н/п Инстербург Як-9
24 октября 1944 г. FW-190 Голдап (Ю-В) Як-9
Жозеф Риссо

Фото Жозефа Риссо с дарственной надписью Любомиру ИВАНОВУ (Русе, Болгария).

По окончании войны — продолжил службу в ВВС. В апреле 1947 года стал командиром GC II/6 «Нормандия — Неман», которая базировалась в Рабате  (Марокко). Позже был начальником штаба 5-го авиаполка в Алжире, а в конце 1949 года — командиром 1-й группы истребительного училища в Мекнесе. В 1954 году был назначен заместителем командира 11-й Воздушной эскадры, базировавшейся в Люксейне, а в 1956 году — командиром 13-й истребительной эскадры в Ларе (Западная Германия). Впоследствии служил в Колледже обороны НАТО, занимал штабные должности и в апреле 1971 года вышел в отставку в звании бригадного генерала.

Был директором Национального Митинг — центра. Несколько раз посещал нашу страну вместе с лётчиками полка «Нормандия — Неман».

В конце 2005 года Генерал Жозеф Риссо, к сожалению, скончался.

***

Выражаем искреннюю признательность Любомиру ИВАНОВУ (Русе, Болгария) за любезно предоставленные фотографии Жозефа Риссо и авиаполка «Нормандия-Нёман»

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image