Родился 23 января 1920 года в небольшой деревне Кадолив (Буш — дю — Рон), в семье выходца из Италии. В конце 1938 года вступил в ВВС и 13 апреля 1939 года получил квалификацию лётчика. До 1940 года работал инструктором в Истре. 21 мая 1940 года направлен в Северную Африку.
После заключения перемирия, правительство Виши приказало поставить все самолёты на «профилактику». О том, чтобы улететь из лагеря предателей французского народа на своей боевой машине, не могло быть и речи, так сильно их охраняли. Тогда Риссо обратил внимание на маленький Кодрон «Самун», который по утрам доставлял донесения в штаб, расположенный в Оране. Однажды, с другом Никлоссом, Риссо оседлал «Самун» и ускользнул с аэродрома в надежде добраться до Гибралтара, чтобы воевать в рядах «Свободной Франции».
Правда, добраться туда им не удалось — по ошибке беглецы приземлились в Испании, где были взяты под стражу. Через некоторое время они были освобождены и 16 августа добрались до Гибралтара, откуда отплыли в Англии. Там Риссо прошёл курс обучения в лётных училищах в Одихэме и Тернхилле, а затем и в Дебдене. Лишь после этого, имея звание старшего сержанта, в августе 1941 года он получил направление в 253-ю эскадрилью Королевских ВВС, базировавшуюся на севере Шотландии и летающую на истребителях «Харрикейн». «Я не мог подчиниться наглому завоевателю, поэтому последовал призыву Генерала де Голля…», — так Риссо объяснил своё желание продолжить борьбу.
Потом судьба забросила Риссо в Раяк. В июле 1942 года он выразил желание сражаться на Восточном фронте и оказался в составе первой группы французских лётчиков-добровольцев, с которой началось формировании группы GC 3 «Нормандия» в России.
Быстро освоив Як-1Б, в апреле 1943 года Риссо начал участвовать в боевых действиях. Во второй половине года был произведён в младшие лейтенанты, одержал 9 официальных побед (6 из них — в группе) и 3 неподтверждённые.
По натуре Риссо был горяч и энергичен. Однажды он, с кем-то поспорив, вырубил винтом самолёта, идя на бреющем, дорожку в высокой траве у края аэродрома. Потом это же проделал и Робер Марки, но пример абсолютного, хотя в принципе безрассудного бесстрашия показал именно Риссо — мастер воздушной акробатики и эквилибристики, непревзойдённый весельчак.
Риссо первым в «Нормандии» начистил свой «Як» до зеркального блеска. Затем, ту же операцию повторили и другие лётчики эскадрильи. Благодаря принятым мерам по шлифовке плоскостей крыльев и фюзеляжа войлоком, скорость машины увеличилась почти на 15 км/час выше той, которая была записана в формулярах заводских испытаний. А это для боя — великое дело.
Первую официальную личную победу одержал 14 сентября 1943 года, в районе селения Боровское, сбив истребитель FW-190. Через неделю, 22 сентября, недалеко от Смоленска, уничтожил сразу 2 пикировщика Ju-87. В феврале 1944 года, за успехи достигнутые в сражениях на Советско-Германском фронте, лейтенант Риссо был награждён орденом Красного Знамени.
Истребитель Як-9 Жозефа Риссо. Эскадрильи «Нормандия», осень 1944 года.
После перевооружения группы на самолёты Як-9, Риссо в 1944 году вновь участвовал в боях на фронте, одержал ещё 2 официальные победы и 1 неподтверждённую.
В октябре 1944 года Риссо записал на свой счёт сразу несколько побед, последнюю из которых одержал 24 октября, уничтожив истребитель FW-190.
В декабре 1944 года Риссо был награждён Крестом освобождения и, в составе группы лётчиков полка, уехал в отпуск во Францию. В «Нормандию» он уже не вернулся — вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии «Франция», создаваемой в Туле. Там он и встретил конец войны. За период своей боевой деятельности Жозеф Риссо одержал 11 официальных побед (5 из них — в составе группы) и 4 неподтверждённые.
Картина Роя Гриннеля «Эскадрилья «Нормандия-Нёман». (предоставил Любомир ИВАНОВ, Болгария)
Список известных побед капитана Жозефа Риссо:
Дата | Тип самолёта противника | Место падения | Самолёт Жозефа Риссо |
16 июля 1943 г. | FW-189 (в группе) | Красниково | Як-1б |
19 июля 1943 г. | Ju-88 (в группе) | Знаменская | Як-1б |
30 августа 1943 г. | Ju-87 н/п | Ельня | Як-1б |
31 августа 1943 г. | Ju-87 (в группе) | Ельня | Як-1б |
31 августа 1943 г. | FW-190 (в группе) | Ельня | Як-1б |
14 сентября 1943 г. | FW-190 | Боровское | Як-1б |
19 сентября 1943 г. | Ju-87 | Ельня (Зап.) | Як-1б |
22 сентября 1943 г. | 2 Ju-87 | Смоленск (Ю-В) | Як-1б |
22 сентября 1943 г. | FW-190 н/п | Смоленск (Ю-В) | Як-1б |
26 сентября 1943 г. | FW-190 н/п | Смоленск (Ю-В) | Як-1б |
13 октября 1943 г. | FW-190 (в группе) | Горки | Як-1б |
15 октября 1943 г. | Ju-88 (повреждён) | Горки (Сев.) | Як-1б |
18 октября 1944 г. | Ju-88 (повреждён) | Пиллупонен | Як-9 |
23 октября 1944 г. | FW-190 н/п | Инстербург | Як-9 |
24 октября 1944 г. | FW-190 | Голдап (Ю-В) | Як-9 |
По окончании войны — продолжил службу в ВВС. В апреле 1947 года стал командиром GC II/6 «Нормандия — Неман», которая базировалась в Рабате (Марокко). Позже был начальником штаба 5-го авиаполка в Алжире, а в конце 1949 года — командиром 1-й группы истребительного училища в Мекнесе. В 1954 году был назначен заместителем командира 11-й Воздушной эскадры, базировавшейся в Люксейне, а в 1956 году — командиром 13-й истребительной эскадры в Ларе (Западная Германия). Впоследствии служил в Колледже обороны НАТО, занимал штабные должности и в апреле 1971 года вышел в отставку в звании бригадного генерала.
Был директором Национального Митинг — центра. Несколько раз посещал нашу страну вместе с лётчиками полка «Нормандия — Неман».
В конце 2005 года Генерал Жозеф Риссо, к сожалению, скончался.
***
Выражаем искреннюю признательность Любомиру ИВАНОВУ (Русе, Болгария) за любезно предоставленные фотографии Жозефа Риссо и авиаполка «Нормандия-Нёман»
Оставьте свой отзыв