Родился 10 февраля 1921 года на хуторе Дор (Ржевский район Тверской области). Окончил неполную среднюю школу, работал слесарем. С ноября1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков.
С 26 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался под Сталинградом, на Украине, в Польше, Чехословакии. Особенно отличился в битве за Сталинград, где проявил беспримерные мужество и храбрость. Выполнив 45 боевых вылетов, фотографировал территорию общей площадью 14,5 тыс. кв. км.
К маю 1943 года заместитель командира эскадрильи 8-го разведывательного авиационного полка (8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт) капитан В. Д. Балашов совершил 210 успешных боевых вылетов на разведку войск и коммуникаций противника. Своими умелыми действиями неоднократно вызывал восхищение у командования и подчинённых. Множество раз участвовал в проведении воздушных разведок в дневное и ночное время по выявлению скопления войск, оборонительных сооружений и передвижения эшелонов противника. Неоднократно, несмотря на серьёзные повреждения самолёта, возвращался на свой аэродром. В воздушных боях сбил 1 самолёт противника лично и 1 в составе экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза.
Войну закончил в Праге. Всего выполнил 330 успешных боевых вылетов на дальнюю разведку и фотографирование в тыл противника.
После войны работал в системе ДОСААФ. С 1967 года полковник В. Д. Балашов — в запасе. Жил в городе Краснодар. Умер 11 апреля 1985 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.
* * *
Василий Дмитриевич Балашов родился в городе Ржеве в 1921 году в рабочей семье. Учился в школе ФЗУ, работал слесарем в Ржевском вагоноремонтном пункте, одновременно занимался в аэроклубе. Служба в Красной Армии началась учёбой в 1938 году в Луганской авиационной школе. На фронтах Великой Отечественной войны был с первою её дня и до дня Победы. Пилот, заместитель командира эскадрильи 316-го разведывательного авиационного полка и 8-го отдельного разведывательного авиационного полка. Трижды ранен…
Больше всего на войне не любили, страшились и всячески преследовали воздушных разведчиков. Появление над нашими позициями немецкого разведывательного самолёта означало новое наступление вражеских войск и сигнал «В небе — рама!» предупреждал об опасности, о необходимости самой тщательной маскировки. Столь же настороженно встречались неприятелем и наши воздушные разведчики. Свидетельство тому — вся боевая жизнь авиатора Василия Балашова. В его наградном листе зафиксированы такие эпизоды.
7 августа 1941 года Балашов при выполнении боевого задания по разведке в районе Чернобыль атакован тремя Ме-109. В воздушном бою Балашов сбил одного «Мессера», второго зажёг штурман, но третий «Мессер» вёл огонь с больших дистанций в течение 10 минут, в результате чего сильно повредил управление самолётом. Проявляя исключительное мужество и настойчивость, экипаж разведывательное задание выполнил и произвёл посадку повреждённого самолёта на своём аэродроме.
23 июля 1942 года при фотографировании скопления вражеских железнодорожных эшелонов на станции Котельниково Балашов был ранен осколком снаряда в лицо на высоте 7000 метров. Пилот потерял сознание, и самолёт пошёл в беспорядочное падение. Придя в сознание на высоте 2000 метров, Балашов вывел самолёт в горизонтальное положение. Залитый кровью, превозмогая боль, проявляя исключительное геройство, он довёл повреждённый самолёт на свой аэродром, с прямой мастерски посадил его, спас жизнь экипажа и дорогостоящую машину.
28 августа 1942 года при фотографировании аэродрома Венцы экипаж атаковали 2 Ме-109. Благодаря отличной технике пилотирования Балашова экипаж ушёл от истребителей, но при снижении в районе своего аэродрома снова встретил, на сей раз четвёрку, «Мессеров», с которыми героически вёл воздушный бой. Самолёт Балашова загорелся, члены экипажа были ранены. Только благодаря находчивости и искусству пилота машину посадили с убранными шасси. Балашов спас жизнь экипажа и доставил разведывательные сведения.
Скупы строки наградного листа, написанные торопливо, в боевой обстановке! Но как верно, как точно они передают суть подвига, характер лётчика! Тут и высочайшее чувство ответственности за порученное дело, и бесстрашие в сражении с сильным врагом, и стремление спасти машину, и дружеская, нежная забота о товарищах по оружию.
Трудно переоценить сделанное разведчиком Балашовым в годы войны. Особенно он отличился в битве за Сталинград. Выполняя задания командования Сталинградским фронтом, Василий Дмитриевич зафотографировал общую площадь в 14 400 кв. км. занятой врагом территории, сделал 4440 снимков. Проникая в глубокие тылы противника, проводя фотографирование с высоты 3500 метров, находясь всё время под обстрелом вражеской зенитной артиллерии, Балашов вскрыл подходившие резервы противника к Сталинграду, накапливание его сил в районе Калач, Морозовская, Котельниково, Зимовники. Им доставлены ценные сведения об аэродромах противника в Морозовской, в Суровикино, Аксае, Абганерове, Котельникове, Карповке и других.
На его снимках зафиксировано свыше 1000 неприятельских самолётов разных типов, 578 танков, 35 700 автомашин, 632 железнодорожных эшелона, 32 моста и переправы.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года капитан Балашов Василий Дмитриевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1137).
После войны работал в системе ДОСААФ. В 1967 году полковник В. Д. Балашов уволился в запас. Жил в городе Краснодар. Умер 11 апреля 1985 года.
Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1». Москва, Воениздат, 1988 г.
2. «Сталинградская битва. Хроника, факты, люди. 2 книга». Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 г.
Оставьте свой отзыв