Фёдор Николаевич Аглотков родился в 1907 в с. Новоездоцкое ныне Валуйского р-на Белгород. обл. в семье рабочего. Русский, член ВКП(Б) с 1931.
В Советской Армии с 1929, в ВМФ с 1934. В 1938 окончил Ейскую школу морских летчиков.
Участник Великой Отечественной войны с 1941.
Штурман эскадрильи 5-го Гвардейского минно-торпедного авиаполка (2-я мтад ВВС ЧФ) гвардии капитан Аглотков к июню 1944 произвел 378 боевых вылетов (налет составил более 734 часов), уничтожил 4 танка, 2 бронемашины, 3 зенитных батареи, 2 артиллерийских батареи, в группе — 4 транспорта, 11 быстроходных десантных барж, 3 тральщика, 4 торпед. катера, танкер и 2 сухогрузные баржи.
В ночь с 20 на 21 августа 1944 г. Фёдор Аглотков во время ночного удара по Военно-морской базе Констанца (Румыния) погиб.
5.11.1944 ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Награды: орден Отечественной войны 1-й степени, медали.
***
Герой Советского Союза Василий Минаков в одной из своих книг так описывает один из боевых вылетов штурмана эскадрильи, гвардии капитана Аглоткова:
В период проведения Крымской операции с 8 апреля по 12 мая 1944 года старший лейтенант Киценко выполнял сложные боевые задачи. Он произвел одиннадцать торпедных атак и потопил пять транспортов, быстроходную десантную баржу.
Утром 11 мая сорок четвертого года командир полка майор Михаил Иванович Буркин объявил: в сорока километрах от Севастополя воздушной разведкой обнаружены два транспорта, четыре быстроходные десантные баржи, две самоходные баржи, идущие курсом к Херсонесскому маяку. Полку приказано разгромить конвой противника. Первыми наносят совместный удар пятерка бомбардировщиков и четверка торпедоносцев. Ведущие групп комэск Чупров и командир звена Киценко. Затем на цель последовательно выйдут пятерки бомбардировщиков первой, второй и третьей эскадрилий. Вылет торпедоносцев в семь часов. После них через пятнадцать минут взлет пятерки бомбардировщиков комэска Чупрова. Последующие пятерки пойдут на задание по сигналу.
— Погода в районе цели? — спросил штурман нашей эскадрильи Федор Аглотков.
— На весь день метеорологи обещают ясное небо и хорошую видимость,— ответил начальник штаба Константин Григорьевич Немировский.
В назначенное время две пары самолетов-торпедоносцев, управляемые Иваном Киценко, Николаем Новиковым, Александром Жестковым и Александром Вальцевым, поднялись в воздух и пошли к цели.
Около Евпатории к ним пристроились четыре истребителя сопровождения. Ведущий группы Иван Киценко взял курс к мысу Херсонес. В это время наша пятерка бомбардировщиков уже подходила к конвою. Хотя мы взлетели на пятнадцать минут позже торпедоносцев, но к цели вышли первыми, как и определялось замыслом удара: мы шли к Севастополю напрямую.
Рядом с машиной командира эскадрильи шли: в правом пеленге самолет летчика Петра Курушина, за ним — мой, в левом — летчика Николая Лисицына и комэска Фёдора Фёдорова. Вокруг нас вились четыре истребителя прикрытия. На траверзе Качи мы обнаружили не один, а целых два вражеских каравана. Первый двигался на запад и состоял из одного транспорта водоизмещением в 2000 тонн с охранением из миноносца и шести быстроходных десантных барж. Второй — тот самый, о котором нам говорили на земле. Комэск Чупров принял решение нанести удар по нему. Транспорты и корабли находились у самого берега. По мере приближения к ним экипажи определили состав конвоя. В нем находились: один горящий транспорт водоизмещением в 3000 тонн, два транспорта по 1500 тонн, один миноносец, три быстроходных десантных баржи и одна самоходная баржа. Один транспорт водоизмещением в 1500 тонн стоял у самого берега, второй его собрат маневрировал около трех стоящих барж. Рядом с ними сновали катера, очевидно, производили посадку гитлеровцев.
— По всему видно, тут уже поработали наши штурмовики,— заметил по радио Киценко.
— Давай бомбить с двух заходов маневрирующий полуторатысячник,— обратился Чупров к своему штурману.
— Согласен,— подтвердил решение своего командира Аглотков.
И вот в прицеле транспорт. Он уклоняется в сторону барж от летящих на него бомбардировщиков. Аглотков, пытаясь не выпустить из перекрестия прицела транспорт, все время доворачивает на него свой самолет. Мы неотступно следуем за ним.
— Бомбы пошли! — слышу доклад своего штурмана Прилуцкого.
— Николай! А бомбы-то сбросили не в горизонтальном полете. Был маленький крен,— делюсь сомнением со штурманом.
— Сейчас посмотрим, куда они упали,— отвечает штурман. И вот в наушниках шлемофона слышу его радостный голос:
— Накрыли баржу, горит! Транспорт от бомб уклонился…
На втором заходе нас встретили огнем зенитки. Снаряды рвались вверху, внизу, з стороне. Но все обошлось.
Аглотков теперь прицеливается по баржам. Часть бомб, сброшенных нашей группой, попала в баржу, которую буквально разнесло на части.
Сфотографировав результат удара, комэск Чупров повел группу на свой аэродром.
Через две минуты после нашего удара с транспортами стали сближаться торпедоносцы…
Источники:
- Морозов М.Э. Морская торпедоносная авиация. Том 1 и Том 2. — СПб: «Галея Принт», 2006-2007. — 344, 416 с. ISBN 978-5-8172-0117-8
- Минаков В. И. На крыльях морской авиации. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1990. — 254 с, илл. ISBN 5-7644-0052-Х
Оставьте свой отзыв