Палубный пикирующий бомбардировщик Аичи D1A представлял собой биплан цельнометаллической конструкции (с полотняной обшивкой плоскостей) и неубирающимся шасси. Разрабатывался с 1933 г. согласно спецификации 8-Си.
Проект с фирменным индексом АВ-9 создан под руководством Т. Гоаке на основе конструкции немецкой фирмы «Хейнкель» — пикировщика He-50 (He-66). Главными требованиями к машине были высокая прочность конструкции и достаточная маневренность, скоростным качествам уделялось второстепенное внимание.
Прототип с 9-цилиндровым двигателем «Накадзима» «Котобуки» 2 Каи 1 (550 л.с.) испытывался в 1934 г., показав преимущество над конкурентом — пикировщиком фирмы «Накадзима».
В конце 1934 г. фирма «Аичи» получила контракт на серийное производство, выпустив до 1940 г. в общей сложности 590 самолетов D1A. В системе кодов союзников аэроплан обозначался «Сюзи».
Основные модификации Аичи D1A
- D1A1 («палубный бомбардировщик, морской тип 94») — двигатель «Котобуки» 2 Каи 1 (550 л.с; на 118 самолетах) или «Котобуки» 3 (570 л.с; на 44 машинах). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (2 синхронных, 1 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 310 кг (1 250-кг бомба под фюзеляжем, 2 30-кг под крылом). Экипаж — 2 чел. В 1934-1937 гг. построено 162 самолета.
- D1A2 («палубный бомбардировщик, морской тип 96») — 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Накадзима» «Хикари» 1 (720 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка соответствуют D1A1. В 1936-1940 гг. выпущено 428 машин.
Летно-технические характеристики самолета D1A2
- Двигатель: Накадзима «Хикари» 1
- мощность, л.с.: 720
- Размах крыла, м.: 11,40
- Длина самолета, м.: 9,30
- Высота самолета, м.: 3,41
- Площадь крыла, кв. м.: 34,70
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1516
- нормальная взлетная: 2500
- максимальная взлетная: 2600
- Скорость максимальная, км/ч: 310
- Скороподъемность, м/с: 6,4
- Потолок, м.: 6800
- Дальность полета, км.: 930
Боевое использование бипланов Аичи D1A
Самолеты D1A, вопреки своему предназначению, применялись, главным образом, не с авианосцев, а с береговых аэродромов. Их вступление в строй совпало с началом в 1937 г. очередной японо-китайской войны. Пикировщики воевали в составе 12-го, 13-го, 14-го и 15-го кокутаев. Наиболее громкой акцией с их участием стало уничтожение американской канонерки «Пэней» на р. Янцзы 12 декабря 1937 г., осуществленное силами 12 D1A1.
К моменту нападения Японии на Пёрл-Харбор самолетов D1A1 в строю уже не осталось, но 69 D1A2 числилось в составе частей второй линии. Несмотря на крайнюю устарелость, они применялись в боях на Филиппинах, а затем вплоть до осени 1942 г. — в составе 31-го кокутая на Соломоновых островах.
Аичи D1A стал первым пикировщиком японского флота. К декабрю 1941 г. он, безусловно, устарел, но несколькими годами ранее интенсивно использовался в Китае. Принятие D1A на вооружение позволило японской палубной авиации отработать тактику боевого применения пикирующих бомбардировщиков.
Оставьте свой отзыв