Одномоторный поплавковый гидросамолет-бомбардировщик, предназначенный для базирования на подводных лодках Аичи M6A «Сейран» проектировался с мая 1942 г. в соответствии со спецификацией 17-Си, предусматривавшими создание скоростной машины с дальностью полета 1500 км, способной (со складывающимися крыльями) поместиться в ангар диаметром 3,5 м.
Проект под фирменным индексом АМ-24 разрабатывался под руководством Т. Гомеи. Машина стала одной из немногих японских самолетов, оборудованных двигателем жидкостного охлаждения — лицензионным вариантом «Даймлер-Бенц» DB 601. В аэродинамическом отношении АМ-24 представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом и двухпоплавковым шасси (поплавки при помещении в ангар отсоединялись). Старт должен был осуществляться с катапульты подводной лодки — как с поплавками, так и без них (в последнем случае получался самолет «одноразового применения»).
Испытания первого прототипа начались в ноябре 1943 г. В общей сложности построено 28 самолетов.
Основные модификации Аичи M6A «Сейран»
- M6A1 — двигатель «Аичи» «Ацута» 30 либо 31 (на первых 8 самолетах) или АЕ1Р «Ацута» 32 (1400 л.с.) -на остальных. Стрелковое вооружение — 1 13,2-мм пулемет в верхней установке. Масса бомбовой нагрузки — до 850 кг. Экипаж — 2 чел. Построено 26 машин.
- M6A1-К «Нянзан» («Горный туман») — учебный вариант с двойным управлением на колесном шасси. Изготовлено 2 экземпляра.
Летно-технические характеристики гидросамолета M6A1
- Двигатель: Аичи АЕ1Р «Ацута» 32
- мощность, л.с.: 1400
- Размах крыла, м.: 12,26
- Длина самолета, м.: 11,64
- Высота самолета, м.: 4,58
- Площадь крыла, кв. м.: 27,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 3300
- нормальная взлетная: 4040
- максимальная взлетная: 4445
- Скорость максимальная, км/ч: 475
- Скороподъемность, м/с: 8,7
- Потолок, м.: 9900
- Дальность полета, км.: 1200
Боевое использование гидросамолета Аичи M6A в годы войны
Самолеты «Сейран» поступали на вооружение 631-го кокутая, сформированного в декабре 1944 г. и приписанного к подводным лодкам-авианосцам 1-й флотилии (первоначально i-400 и i-401, а с мая 1945 г. — ещё i-13 и i-14). Экипажи самолетов и подлодок проводили интенсивные тренировки, первоначально готовясь к удару по стратегически важным шлюзам Панамского канала, а позже — к налету на американские авианосцы на атолле Улити. Но в связи с капитуляцией Японии ни одна боевая операция с участием гидросамолетов M6A1 так и не состоялась.
Попытки применить для разведки самолеты, базировавшиеся на подводных лодках, предпринимались (с разным успехом) во флотах практически всех ведущих морских держав. Однако лишь Япония довела до стадии практической готовности к боевому применению ударные самолеты «субмаринного» базирования — хотя поучаствовать в боях Второй мировой войны им так и не пришлось.
Оставьте свой отзыв