Двухмоторная машина, разрабатывавшаяся с 1928 г. под руководством А. Дютартре в рамках задания на «мультипляс де комба» — многоместный самолет, способный выполнять функции бомбардировщика, разведчика и истребителя сопровождения.
Самолет представлял собой моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым оперением и неубирающимся подкосным шасси. Как и большинство французских тяжелых самолетов начала 30-х гг., он отличался угловатыми формами плоскобортного фюзеляжа и непропорционально толстым крылом. Прототип «Амио» 140.01 с моторами «Испано-Сюиза» HS 12Nbr впервые поднялся в воздух 12 апреля 1931 г.
В дальнейшем построили ещё целый ряд прототипов, отличавшихся, главным образом, силовой установкой. Для серийного производства приняли вариант «Амио» 143 с моторами GR 14К «Мистраль Мажор» — его прототип был облётан в августе 1934 г. Выпуск серийных самолетов начали в апреле 1935 г., до марта 1938 г. построили 178 машин.
Основная модификация Amiot 143
«Амио» 143BN5 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14Kirs/Kjrs (900 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,5-мм пулемета (по 1 в носовой и верхней турелях, а также передней и задней частях подфюзеляжной гондолы). Масса бом бовой нагрузки — 800 кг (во внутреннем бомбоотсеке; в перегруз можно было подвесить ещё до 800 кг на наружных узлах). Экипаж — 5 чел.
Летно-технические характеристики самолета «Амио» 143
- двигатели: Гном-Рон GR 14Kirs/Kjrs
- мощность, л.с.: 900
- Размах крыла, м.: 24,53
- Длина самолета, м.: 18,24
- Высота самолета, м.: 5,68
- Площадь крыла, кв. м.: 100
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5455
- нормальная взлетная: 8610
- максимальная взлетная: 10360
- Скорость максимальная, км/ч: 295
- Время набора высоты 4000 м, мин.: 14,33
- Потолок, м.: 7500
- Дальность полета, км:
- с максимальной бомбовой нагрузкой: 1300
- без бомб: 2000
Служба и боевое применение Амио 143
Практически сразу же после принятия на вооружение самолеты «Амио» 143 были переклассифицированы из многоцелевых (класс М5) в ночные бомбардировщики (BN5). К концу 30-х гг. «Амио» 143 выглядел безнадежно устаревшим, но по состоянию на 1 сентября 1939 г. самолеты этого типа были довольно распространенными в бомбардировочных эскадрах: ими были вооружены по 2 группы в 34-й и 38-й эскадрах и 1 — в 35-й эскадре (всего 76 самолетов); в общей же сложности (с учетом школ и резерва) ВВС располагали 123 такими бомбардировщиками. В период «странной войны» вся боевая активность групп, вооруженных «Амио» 143, сводилась к разведывательным полетам.
На момент начала немецкого блицкрига 10 мая 1940 г. «Амио» 143 были сведены в два групмента — 9-й (группы GB I/34 и И/34) и 10-й (GB I/38 и И/38). В ночь на 11 мая они осуществили налеты на аэродромы в Мюнхене, Бонне, Уиттлихе. В последующие несколько недель самолеты применялись в соответствии со своим предназначением — как ночные бомбардировщики. Устаревшие машины демонстрировали неплохую живучесть: так, экипажи 9-го групмента выполнили 197 самолето-вылетов и сбросили 153,6 т бомб, потеряв всего 4 самолета. В общем же за 10 месяцев войны было потеряно менее 50 «Амио» 143 — включая брошенные на аэродромах при отступлении. В конце июня уцелевшие «Амио» 143 были перегнаны в Северную Африку.
В составе ВВС Виши остались 2 группы, вооруженные «Амио» 143 (GB I/38 и И/38). К маю 1941 г. их перевооружили LeO-451, а «Амио» 143 перевели в транспортную авиацию.
С момента начала проектирования «Амио» 143 до начала серийного выпуска прошло более 6 лет — неудивительно, что самолет успел устареть ещё до принятия на вооружение. Концепции «многоместного боевого самолета», своеобразного «воздушного крейсера», он уже не отвечал, и во Второй мировой войне мог применяться лишь как ночной бомбардировщик.
Оставьте свой отзыв