С 1935 г. в Германии велись интенсивные работы по проектированию авианосцев. Для таких кораблей требовались соответствующие самолеты, и в том же 1935 г. конструкторы фирмы «Арадо» приступили к разработке палубного разведчика-торпедоносца. В проект изначально закладывалась возможность применения машины как с колесным, так и с поплавковым шасси. Самолет, получивший обозначение Ar-95, представлял собой биплан цельнометаллической конструкции с фюзеляжем-монококом (в отличие от более ранних самолетов «Арадо», имевших смешанную конструкцию и ферменный набор фюзеляжа).
Первый прототип Ar-95V1, вышедший на испытания 3 декабря 1936 г., выполнили в варианте гидросамолета (с двумя металлическими поплавками) и снабдили 9-цилиндровым мотором BMW 132Dc (845 л.с). Вторая машина (Ar-95V2) первоначально получила 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Jumo 210Са (600 л.с), но с ним летные данные оказались гораздо хуже, и самолет переоснастили мотором BMW 132. Вышедший на испытания в 1937 г. Ar-95V3 с таким же двигателем отличался трехместной кабиной — первые два прототипа были двухместными. Самолеты Ar-95V4 и Ar-95V5 рассматривались как образцы для серийных модификаций — соответственно, Ar-95В с неубирающимся колесным шасси, прикрытым большими обтекателями — «штанинами», и гидросамолета Ar-95А. Но испытания показали, что летные качества Ar-95 ко времени достройки авианосца «Граф Цеппелин» будут недостаточными, и люфтваффе объявили новый конкурс на палубный разведчик-торпедоносец (в нем участвовали самолеты Аr-195 и Физелер Fi-167). Поплавковый вариант также не был особо необходим. Тем не менее, рейхсминистерство авиации заказало 6 предсерийных самолетов в поплавковом варианте, а в январе 1938 г. разрешило «Арадо» построить 50 машин Ar-95 на экспорт.
Предлагавшиеся на продажу самолеты получили обозначение Ar-95W в поплавковом варианте и Ar-95L — в колесном. Однако из этой серии изготовили лишь 27 единиц. Общее количество построенных Ar-95 составило, таким образом (с учетом прототипов) 38 машин.
Основные модификации Арадо Ar-95
- Ar-95А-0 — предсерийная партия. Двигатель BMW 132Dc (880 л.с). Вооружение — 2 7,92-мм пулемета (синхронный MG 17 и турельный MG 15; боекомплект соответственно 500 и 600 патронов). Масса боевой нагрузки — до 700 кг (1 700-кг торпеда под фюзеляжем или 1 375-кг бомба под фюзеляжем и 6 50-кг — под крылом). Экипаж — 2 чел. В 1938 г. изготовлено 6 самолетов.
- Ar-95А-1 — принятые люфтваффе самолеты Ar-95W, изначально предназначавшиеся для экспорта. В основном соответствовали Ar-95А-0. Поставлено 18 самолетов.
- Ar-95L — экспортный вариант с колесным шасси. В 1939 г. поставлено 9 самолетов для Чили.
Летно-технические характеристики самолета Arado Ar-95А-1
- Двигатель: BMW 132Dc
- мощность, л.с.: 880
- Размах крыла, м.: 12,50
- Длина самолета, м.: 11,10
- Высота самолета, м.: 5,20
- Площадь крыла, кв. м.: 44
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2537
- взлетная: 3560
- Максимальная скорость, км/ч: 300
- Время набора высоты 1000 м, мин.: 2,3
- Практический потолок, м.: 7300
- Дальность полета, км.: 1090
Боевое использование гидросамолетов Арадо Ar-95
Все предсерийные самолеты Ar-95А-0 в 1938 г. были отправлены в Испанию, в состав группы AS/88 легиона «Кондор». Машины применялись для патрульных полетов с базы на о. Майорка. В апреле 1939 г. три самолета передали франкистам. В ВВС Испании они служили до 1948 г.
В люфтваффе гидроаэропланы Arado Ar-95А-1 появились на рубеже 1939-1940 гг. Ими вооружили отряд 33./SAGr. 125, с начала советско-германской войны действовавший на Балтике. В частности, в октябре 1941 г. он обеспечивал высадку на острова Моонзундского архипелага. В ноябре 1941 г. отряд, ещё располагавший несколькими Ar-95А-1, перевели на Черное море, но вскоре полностью перевооружили гидросамолетами «Блом и Фосс» BV-138.
В апреле 1943 г. началась передача Арадо Ar-95А-1 частям эстонских добровольцев — первоначально группе SAGr. 127, базировавшейся в Таллине и занимавшейся патрулированием Финского залива. Группа, наряду с самолетами других типов, располагала примерно десятком Ar-95А-1. В октябре 1943 г. она была свернута до одного отряда -1./SAGr. 127, с июля следующего года летавшего только на «Арадо». При оставлении Таллина 21-22 сентября 1944 г. три гидросамолёта Ar-95А-1 с эстонскими экипажами перелетели в нейтральную Швецию, где были интернированы. После войны все эти машины были проданы частным лицам, а последний из них разбился в июле 1951 г.
ВВС Чили получили 9 Ar-95L в 1939 г. (некоторые источники упоминают о поставке 3 Ar-95L и 3 Ar-95W, но фотоматериалы подтверждают наличие именно 9 машин в колесном варианте). Они эксплуатировались в 6-й, а затем во 2-й группе до 1943 г.
12 самолетов Aрадо Ar-95W заказала Турция, но в связи с началом Второй мировой войны их поставка была заблокирована и в конечном итоге они вошли в состав люфтваффе как Ar-95А-1.
Оставьте свой отзыв