Двухмоторный моноплан с высокорасположенным крылом, Блэкберн «Бота» был спроектирован в соответствии со спецификацией М. 15/35 на трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик для Берегового командования. Проект под индексом B-26 был признан лучшим, несмотря на конкуренцию со стороны пяти других фирм.
Самолет изначально создавался под моторы «Бристоль» «Персеус» (850 л.с), но мощности их было явно недостаточно, поскольку в 1936 г. была издана новая спецификация М. 10/36, требовавшая увеличения экипажа до 4 чел. С учетом размещения торпеды внутри фюзеляжа это вело к возрастанию размеров и, соответственно, массы самолета, что пагубно сказывалось на его летных данных. Тем не менее, фирма получила заказ на выпуск 442 самолетов «Бота», причем без постройки прототипа — первый экземпляр, облетанный 28 декабря 1938 г., был серийной машиной.
Общий объем выпуска, продолжавшегося до мая 1942 г., составил 580 единиц.
Основная модификация
Blackburn «Botha» Mk.I — двигатели «Персеус» X (880 л.с), с осени 1940 г. — «Персеус» ХА (930 л.с). Вооружение — 1 7,7-мм пулемет «Виккерс» в носовой части фюзеляжа, 2 «Льюиса» в верхней башне. В бомбоотсеке возможна подвеска 1 торпеды или бомб общей массой до 908 кг. Экипаж — 4 чел.
Летно-технические характеристики самолета Блэкберн «Бота» Mk.IA
- Двигатели: тип Бристоль «Персеус» ХА
- мощность, л.с.: 930
- Размах крыла, м.: 17,98
- Длина самолета, м.: 15,58
- Высота самолета, м.: 4,46
- Площадь крыла, кв. м.: 48,21
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5336
- максимальная взлетная: 8369
- Максимальная скорость, км/ч: 401
- Скороподъемность, м/с: 5
- Практический потолок, м.: 5335
- Дальность полета, км.: 2045
Боевое использование в годы Второй мировой
Первой строевой частью ВВС Великобритании, получившей самолеты «Бота» летом 1940 г., стала 608-я АЭ Берегового командования. Она же стала и единственной эскадрильей, осуществлявшей боевые вылеты на этом типе самолета, до декабря 1940 г. патрулируя Северное море. Подавляющее большинство выпущенных «Бот» поступило в учебные части. Некоторые из них были переоборудованы в буксировщики мишеней ТТ Mk.I (со снятыми верхними башнями). Последние Блекберн «Боты» эксплуатировались до 1944 г.
«Бота» B-26 мог стать неплохим самолетом, получи он более мощные двигатели. Но предложения установить двигатели «Таурус» или «Геркулес» были отвергнуты Министерством авиации — приоритетом в получении этих моторов пользовались самолеты других типов. В итоге, машина, проектировавшаяся как боевая, была практически с начала серийного выпуска низведена до роли учебной.
Оставьте свой отзыв