Одномоторный биплан цельнометаллической конструкции Блэкберн «Шарк» разрабатывавался с 1933 г. в соответствии с требованиям S. 15/33, предусматривавшими создание многоцелевого самолета категории TSR (Torpedo, Strike, Reconnaissance — торпедоносца, ударного, разведчика). Машина должна была обладать возможностью действовать как на колесном шасси (с береговых аэродромов и палуб авианосцев), так и на поплавковом (в т.ч. с катапульт боевых кораблей).
Проект получил фирменный индекс В.6 (впоследствии изменен на Т.9). Прототип с 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Армстронг Сиддли» «Тайгер» IV (700 л.с.) построили довольно быстро, и уже 24 августа 1933 г. он впервые поднялся в воздух.
Первоначально испытания проходили в колесном варианте, а осенью 1934 г. прототип оборудовали двухпоплавковым шасси. Испытания «Шарка» в гидроварианте проходили в апреле—мае 1935 г. и оказались вполне удовлетворительными. Поставки серийных самолетов в авиацию Королевского флота начались в ноябре 1934 г.
Общий объем серийного производства «Шарков» составил 255 единиц, в т.ч. 237 в Великобритании и 17 (в 1939-1940 гг.) в Канаде, на заводе «Боинг Эйркрафт оф Канада» в Ванкувере.
Основные модификации Блэкберн «Шарк»
- Блэкберн «Шарк» Mk.I — двигатель «Тайгер» IV (700 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета (1 синхронный «Виккерс» с боекомплектом 1000 патронов и 1 турельный «Виккерс» или «Льюис»). Возможна подвеска 1 820-кг торпеды или бомб обшей массой до 730 кг. Экипаж — 2—3 чел. Построено 16 единиц.
- Блэкберн «Шарк» Mk.II — двигатель «Тайгер» VI (760 л.с). Вооружение, бомбовая нагрузка и экипаж соответствуют модификации Mk.I. Изготовлено 126 машин. Часть выпускалась на поплавковом шасси для использования в качестве корабельных катапультных разведчиков.
- Блэкберн «Шарк» Mk.III — 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» III (800 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение аналогично прежним модификациям. Выпущено 95 единиц в Великобритании и 17 в Канаде. Самолеты канадского производства комплектовались моторами «Пегасус» IX (840 л.с).
Лётно-технические характеристики Blackburn «Shark» Mk.III
- Двигатель: Бристоль «Пегасус» IX
- мощность, л.с.: 840
- Размах крыла, м.: 14,02
- Длина самолета, м.: 10,72
- Высота самолета (на поплавковом шасси), м.: 3,68
- Площадь крыла, кв. м.: 45,43
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2246
- пустого самолета на колесном шасси: 3768
- максимальная взлетная: 3452
- Максимальная скорость, км/ч:
- с колесным шасси: 245
- с поплавковым шасси: 217
- Скороподъемность, м/с: 6,85
- Потолок, м.: 4875
- Дальность полета, км.: 1095
Боевое использование гидросамолётов Блэкберн «Шарк» в годы войны
В авиации Королевского флота самолеты «Шарк» применялись главным образом как палубные самолеты-торпедоносцы. Уже с 1937 г. на смену им поступали новые самолеты «Суордфиш», а «Шарки» передавались во вспомогательные части. Некоторое количество таких самолетов использовалось и как поплавковые корабельные разведчики, но к 1939 г. все они были переданы в школы и вспомогательные части. С началом Второй мировой войны большинство ещё остававшихся в строю «Шарков» передали в 750, 751, 752, 755 и 757-ю учебные эскадрильи. 22 самолета направили на авиабазу Селетар (Сингапур) для использования в качестве буксировщиков мишеней. В январе 1942 г. они эпизодически привлекались для ударов по японским войскам.
Канада в 1936 г. получила 7 самолетов «Шарк» Mk.II на поплавковом шасси. Самолеты поступили в дислоцированную в Трентоне (на берегу оз. Онтарио) 6-ю эскадрилью. В 1939 г. было закуплено ещё два самолета «Шарк» Mk.III, а впоследствии собрано 17 таких машин по лицензии, что позволило перевооружить 4-ю эскадрилью. С началом Второй мировой войны обе эскадрильи привлекались для патрулирования западного побережья Канады. Единственный контакт с противником был зафиксирован 27 октября 1942 г., когда одиночный «Шарк» безрезультатно атаковал вражескую субмарину. В Канаде эти самолеты служили до 1944 г. Пять машин, находившихся в лучшем состоянии, передали в британскую школу воздушных наблюдателей на о. Тринидад, где эксплуатировались в течение нескольких месяцев.
Шесть самолетов «Шарк» Mk.IIA в 1936 г. получила Португалия. Самолеты поставлялись на поплавковом шасси и отличались от стандартных Mk.II двигателями «Тайгер» VIC, приспособленными для работы на низкооктановом бензине, а также отсутствием торпедной подвески (вместо неё предусматривалась возможность подвески дополнительного топливного бака). Самолеты применялись в качестве патрульных до 1942 г.
Так же, как и Blackburn «Рипон» «Шарк» к началу Второй мировой войны был совершенно устаревшей машиной, а его применение свелось главным образом к решению вспомогательных задач и службе на второстепенных театрах военных действий.
Оставьте свой отзыв