В конце 1936 г. авиакомпания «Люфтганза» сформулировала требования к новой большой летающей лодке для эксплуатации на трансатлантических трассах. К маю 1937 г. были готовы проекты фирм «Хейнкель» (Не-120) и «Блом унд Фосс» (На-222), а в сентябре победителем конкурса признали последний проект, разработанный под руководством авиаконструктора Р. Фогта. Его изделие представляло собой цельнометаллическую шестимоторную летающую лодку, отличающуюся довольно большим удлинением — отношение длины к ширине составляло 8,4, в то время, как для большинства летающих лодок того времени этот параметр составлял около 6. Подкрыльевые стабилизирующие поплавки выполнили убирающимися в крыло. В качестве силовой установки выбрали 9-цилиндровые звездообразные моторы воздушного охлаждения Bramo 323R-2. «Люфтганза» заказала три самолета, но к моменту начала Второй мировой войны они находились ещё в стадии постройки.
Первый прототип BV 222V1 вышел на испытания 7 сентября 1940 г., в августе и ноябре 1941 г. были облетаны вторая и третья машины. Из-за войны самолеты поступили не в «Люфтганзу», а в люфтваффе, в интересах люфтваффе осуществлялось и дальнейшее производство.
Общий объем выпуска (включая три первые машины) составил 13 единиц. При этом отдельные экземпляры, считавшиеся серийными, имели некоторые отличия друг от друга, а большинство летающих лодок получило и опытные номера «V».
Основные модификации Blohm und Voss BV-222 «Wiking»
- BV-222А — двигатели Bramo 323R-2 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 3 20-мм пушки MG 151/20 (в носовой и двух подкрыльевых башнях), 3 пулемета в боковых окнах (1 13,2-мм MG 131 и 2 7,92-мм MG 81). Экипаж — 11-14 чел. Вместимость — до 92 чел. (или 72 раненых). В апреле-октябре 1942 г. построено 4 машины (BV 222V4, V5, V6 и V8).
- BV-222С — 6-цилиндровые дизельные моторы Jumo 207С (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 3 20-мм пушки MG 151/20 (в носовой и двух подкрыльевых башнях), 5 13,2-мм пулеметов MG 131 (1 в носовой установке, 4 в боковых окнах). С апреля 1943 г. до конца года построили 6 самолетов (BV 222V7, BV 222С-09, С-010, С-011, С-012 и С-013).
Летно-технические характеристики самолета Блом и Фосс BV-222А
- Двигатели: Bramo 323R-2
- мощность, л.с.: 1000
- Размах крыла, м.: 46,0
- Длина самолета, м.: 36,50
- Высота самолета, м.: 10,90
- Площадь крыла, кв. м.: 247
- Масса, кг:
- пустого самолета: 28 575
- нормальная взлетная: 45 640
- максимальная взлетная: —
- Максимальная скорость, км/ч: 309
- Время набора высоты 2000 м, мин.: 2
- Практический потолок, м.: 6500
- Дальность полета, км.: 7400
Вид летающей лодки Blohm und Voss BV-222 спереди.
Служба и боевое применение Блом и Фосс BV-222 «Викинг»
Как прототипы, так и серийные самолеты BV 222 применялись, главным образом, в качестве транспортных, и — в несколько меньшей мере — как дальние океанские разведчики. В частности, первый прототип в июле-августе 1941 г. совершал полеты между Германией и Норвегией, а в сентябре-ноябре — между Грецией и Ливией. Вторая машина в составе командования «Атлантика» выполняла разведывательные полеты, третья в январе-марте 1942 г. служила в качестве транспортной на Средиземном море. Самолеты BV 222А поступили в состав отряда See 222, во второй половине 1942 г. привлекавшегося для снабжения итало-германских войск в Ливии. При этом два «Викинга» были сбиты вражескими истребителями.
В феврале 1943 г. уцелевшие BV-222 вывели в Германию для ремонта и модернизации, после чего передали отряду З./Ku.FI.Gr. 406, дислоцировавшемуся в Бискароссе, на атлантическом побережье Франции. К июне 1943 г. в строю оставались лишь BV 222V2 и V4, но в следующем месяце начались поставки BV-222С. Отряд, реорганизованный в 1.(F)/SAGr. 129, вел разведку дальних акваторий Атлантики вплоть до своего расформирования в июле 1944 г. Впоследствии самолеты применялись как транспортные.
После поражения Германии гидросамолет Блом унд Фосс BV 222С-012 стал британским трофеем, а BV 222V2, С-011 и С-013 BV 222 — американскими. Эти машины использовались для испытаний.
Летающие лодки «Викинг», хотя и проектировались как гражданские машины, были вполне пригодными для применения в военных целях. Особенно ценными они оказались для транспортных перевозок, прежде всего — на линиях, связывавших Италию с Северной Африкой.
Оставьте свой отзыв