Двухмоторный самолет MB.200 разрабатывался под руководством М. Блоха с 1932 г., когда министерство авиации объявило конкурс на новый бомбардировщик категории BN5 (5-местный ночной), в котором участвовало 6 фирм, представивших 8 проектов. Блох создал типичную для французской авиации первой половины 30-х гг. машину — цельнометаллический угловатый моноплан с высокорасположенным крылом толстого профиля, фюзеляжем прямоугольного сечения и неубираемым подкосным шасси. Оборонительное вооружение ограничивалось 3 7,5-мм пулеметами.
Прототип с моторами «Гном-Рон» GR 14Krsd (770 л.с.) испытывался с июня 1933 г. Хотя скорость машины оказалась на 18% ниже задания, этот недостаток сочли несущественным для ночного бомбардировщика, и MB.200 приняли на вооружение. Серийный выпуск начался в июле 1934 г. Общий объем производства составил более 280 самолетов.
Летно-технические характеристики самолета MB.200BN4
- Двигатели: Гном-Рон GR 14Kirs/Kjrs
- мощность, л.с.: 870
- Размах крыла, м.: 22,45
- Длина самолета, м.: 16,0
- Высота самолета, м.: 3,92
- Площадь крыла, кв. м.: 66,75
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4195
- нормальная взлетная: 6785
- максимальная взлетная: 7480
- Скорость максимальная, км/ч: 295
- Скороподъемность, м/с :4,33
- Потолок, м.: 6900
- Дальность полета, км.: 1000
Основные модификации самолета Блох MB.200
MB.200BN4 — двигатели GR 14Kirs/Kjrs (870 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,5-мм пулемета в носовой, верхней и нижней башнях. Масса бомбовой нагрузки — 1400 кг (800 кг в бомбоотсеке, остальные на внешней подвеске). Экипаж — 4 чел. До июля 1937 г. построено 208 самолетов.
«Аэро» MB.200 — лицензионный вариант, строившийся в Чехословакии. Двигатели «Вальтер» K14-IP/L (выпускавшиеся по лицензии GR 14Krsd). Стрелковое вооружение — 5 7,92-мм пулеметов (1 в носовой, по 2 в верхней и нижней башнях). Экипаж — 5-6 чел. С января 1937 г. до марта 1939 г. выпущено 73 самолета; кроме того, в 1935 г. во Франции куплен 1 MB.200 в качестве образца.
Боевое использование самолетов Bloch MB.200
Боевой дебют MB.200 состоялся в Испании, республиканское правительство которой вскоре после начала гражданской войны сумело приобрести 4 таких самолета. В 1936-1937 гг. они осуществляли разведку и бомбометание в районе Мадрида.
MB.200 стал одним из основных французских бомбардировщиков середины и второй половины 30-х гг. Хотя к началу Второй мировой войны отставание его летных данных от мирового уровня было вполне очевидным, более современные MB.210 так и не вытеснили МБ-200 из боевого состава. К 1 сентября 1939 г. ВВС Франции располагали 169 такими самолетами, из них 91 — в боевых частях (4 группы в метрополии, 2 в Северной Африке и 1 в Сирии). В первые дни после вступления Франции в войну MB.200 пытались применять для дневных разведывательных полетов. Но после того, как 9 сентября 1939 г. два самолета 31-й эскадры были сбиты «Мессершмиттами», MB.200 начали отводить в тыл для использования в качестве транспортных и учебных. Отдельные разведывательные полеты в ночное время совершались ещё до конца 1939 г.
Весной 1940 г. большинство групп, ранее летавших на MB.200, получили новые самолеты. Исключение составили сирийская GB I/39 и дислоцированная в Тунисе GB I/25. Её самолеты вплоть до поражения Франции осуществляли патрулирование Средиземного моря. В составе ВВС Виши некоторое количество MB.200 продолжали эксплуатироваться во вспомогательных целях, а самолеты, находившиеся в Сирии, в июне 1941 г. выполнили несколько ночных налетов на позиции противника во время конфликта с англичанами и войсками Свободной Франции.
В ВВС Чехословакии самолетами «Аэро» MB.200 укомплектовали 6 эскадрилий 5-го и 6-го авиаполков. После оккупации страны Германией немецкими трофеями стали 67 самолетов, ещё 4 были вскоре достроены и также переданы Люфтваффе. До весны 1941 г. они эксплуатировались как учебные. 12 самолетов было передано ВВС Болгарии, где они использовались для патрулирования Черноморского побережья. Имеются сведения о передачи нескольких «Аэро» MB.200 Румынии и Хорватии. ВВС Словакии достался единственный Bloch MB.200, служивший до марта 1940 г.
Даже на момент своего создания Блох MB.200 был самолётом со вполне заурядными летными качествами. Естественно, что во время Второй мировой войны он не смог использоваться по прямому назначению — как бомбардировщик, а быстро был оттеснен на вспомогательные роли.
Оставьте свой отзыв