Трехмоторная летающая лодка цельнометаллической конструкции. Спроектирована под руководством А. Лебефа на основе самолета S.8 «Калькутта» британской фирмы «Шорт». Французский вариант первоначально обозначался S.8/2, сохраняя название «Калькутта». Главным отличием от британского варианта стал переход от чистого биплана к схеме полутора-плана. Размах крыла был увеличен, применили также французские моторы вместо английских. Двигатели с тянущими винтами располагались на стойках между нижним и верхним крыльями. Если «Калькутта» была чисто гражданской машиной, то её французский «клон» предназначался для участия в конкурсе на дальний морской разведчик, объявленном французским флотом в 1932 г.
Прототип Br.521.01 впервые поднялся в воздух 11 сентября 1933 г. На нем стояли 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14Kdrs (825 л.с). Серийный выпуск на заводе в Гавре начался в октябре 1935 г. В общей сложности небольшими сериями построено 34 единицы. В публикациях встречается и цифра 37 машин — вероятно, она учитывает последние три Br.521, которые так и не были достроены до момента поражения Франции. Французский гражданский вариант-Br.530 «Сайгон» — был построен в количестве двух экземпляров.
Основная модификация
Br.521 — моторы GR 14Kirs (900 л.с). Один экземпляр в 1936 г. выпустили с моторами «Испано-Сюиза» HS 14АА (900 л.с). Он обозначался Br.522. Три последние выпущенные машины комплектовались двигателями GR 14N11 (900 л.с). Стрелковое вооружение — 5 7,5-мм пулеметов (по 1 в четырех боковых блистерах за пилотской кабиной и за крылом, 1 на турели в хвостовой оконечности фюзеляжа). Масса бомбовой нагрузки — 300 кг (4 75-кг бомбы на подкрыльевых держателях). Экипаж — 8 человек.
Технические характеристики летающей лодки Breguet Br.521
- Двигатели: Гном-Рон GR 14Kirs
- мощность, л.с.: 900
- Размах крыла, м.: 35
- Длина самолета, м.: 26,5
- Высота самолета, м.: 7,45
- Площадь крыла, кв. м.: 162,5
- Масса, кг:
- пустого самолета: 9470
- нормальная взлетная: 15 095
- максимальная взлетная: 16 600
- Скорость, км/ч:
- максимальная: 240
- крейсерская: 200
- Скороподъемность, м/с: 4,33
- Потолок, м.: 6000
- Дальность полета, км.: 3000
Боевое использование Бреге Br-521 в годы Второй мировой
Поставки серийных лодок Бреге Br.521 в эскадрильи Е2 и ЕЗ начались в конце 1935 г. По состоянию на 1 сентября 1939 г. такими самолетами были вооружены четыре эскадрильи — Е1, Е2, ЕЗ и Е5, — каждая из которых располагала 4—5 Br.521. Помимо Франции, такие самолеты дислоцировались в Тунисе, Марокко и Сенегале. В середине октября сформировали Е9, получившую 4 Br.521. С начала войны «Бизерты» привлекались для патрулирования Атлантического океана и Средиземного моря. В частности, они участвовали в поиске германских рейдеров. Зафиксированы два случая атаки «Бизертами» немецких подлодок.
После поражения Франции эскадрильи сменили обозначение — вместо El, Е2 они стали именоваться IE, 2Е и т.д. 3 июля 1940 г. Br.521 в ответ на атаку британского флота на французские базы бомбили два английских эсминца. На середину августа 1940 г. морская авиация Виши располагала 20 Br.521, но в результате сокращения вооруженных сил в её составе осталось лишь две эскадрильи — IE и 9Е. Штатный состав каждой из них предусматривал наличие 6 гидросамолетов, но наряду с «Бизертами» в них эксплуатировались и машины других типов. К ноябрю 1942 г. IE, дислоцировавшаяся в Карубе (Тунис), имела три Br.521, а 9Е в Берре на юге Франции — четыре.
В конце ноября 1942 г. германскими трофеями стали 4 летающие лодки Br.521. Машины применялись в качестве поисково-спасательных, чему способствовала большая дальность полета и неплохая мореходность. Их передали в состав отрядов Seenotstaffel 1 (Брест), Seenotstaffel 2 (Шербур) и Seenotstaffel 3 (Ур-тэн). В составе Люфтваффе самолеты Breguet Br.521 прослужили до второй половины 1944 г.
Один из германских Br.521 в августе 1944 г. после освобождения юга Франции был обнаружен французами на Средиземноморском побережье. Самолет передали в транспортную флотилию 9FTr. Эта машина была списана в мае 1946 г. после аварии.
Летающая лодка Бреге Br.521 в авиации к началу Второй мировой войны была уже морально устаревшей. Тем не менее машины этого типа составляли основу дальней разведывательной авиации французских ВМС.
Оставьте свой отзыв