Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Бристоль «Бофайтер»

Фото двухмоторного истребителя Бристоль Бофайтер

Фото двухмоторного истребителя Бристоль Бофайтер

Двухмоторный двухместный истребитель, созданный на базе торпедоносца-бомбардировщика «Бофорт» путем оснащения его более мощной силовой установкой, соответствующим вооружением и бортовым оборудованием. От исходной машины была взята хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением, консоли крыла (подвергшиеся усилению) и шасси. Носовую часть пришлось укоротить, чтобы она не доходила до плоскости вращения винтов — ведь, установив двигатели большей мощности (14-цилиндровые звездообразные «Геркулес»), пришлось увеличить диаметр винтов.

Разработка самолета «тип 156» (будущего «Бофайтера») началась в 1938 г., а возглавил её Л. Дж. Фрайз. Представленный на рассмотрение министерства авиации эскизный проект не вызвал энтузиазма — силуэт самолета казался слишком тяжеловесным для истребителя. Но, с другой стороны, значительный объем фюзеляжа как нельзя лучше подходил для размещения в нем блоков РЛС. Поэтому министерство заказало постройку четырех прототипов. Полномасштабная проработка проекта началась в ноябре 1938 г.

Первый прототип вышел на испытания 17 июля 1939 г., но, ввиду возрастания международной напряженности накануне войны, ещё за две недели до этого фирма получила уведомление о заказе 300 «Бофайтеров».

Поставки серийных самолетов начались в июле 1940 г. Общий объем выпуска в Великобритании достиг 5562 экземпляров (фирмы «Бристоль», «Фэйри», «Руте» и завод министерства авиации в Уэстоне), ещё 365 построено в Австралии.

Основные модификации самолетов Бристоль «Бофайтер»:

  • «Бофайтер» Mk.I — двигатели «Геркулес» III (1400 л.с; на первых 180 экземплярах) либо «Геркулес» XI (1590 л.с.)- Вооружение — 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.III в носовой части фюзеляжа (боекомплект 240 снарядов на ствол), 6 7,7-мм пулеметов «Браунинг» (4 в правом крыле, 2 в левом; не устанавливались на первых 50 самолетах). Выпускался в двух модификациях: ночной истребитель Mk.IF с РЛС AI Mk.IV и самолет для Берегового командования Mk.IC, выпускавшийся с начала 1941 г. Последний вариант отличался составом оборудования; кроме того, такие самолеты часто оборудовались бомбодержателями. Построено 954 машины (557 Mk.IF и 397 Mk.IC).
  • «Бофайтер» Mk.II — двигатели «Роллс-Ройс» «Мерлин» XX (1280 л.с). Построено 450 самолетов — все в варианте ночного истребителя.
  • «Бофайтер» Mk.III и Mk.IV существовали только в прототипах (первый — с трехкилевым оперением, второй — с моторами «Гриффон»). «Бофайтер» Mk.V, построенный в 4 экземплярах, имел двигатели «Мерлин» и вооружался башней от истребителя «Дифайент» с 4 7,7-мм пулеметами.
  • «Бофайтер» Mk.VI — выпускался с весны 1942 г. Двигатели «Геркулес» VI (1650 л.с.) или XVI. Вооружение аналогично Mk.l. Построено 1831 самолет, в т.ч. 1078 Mk.VIF (с РЛС AI Mk.VIII), 693 Mk.VIC и 60 торпедоносцев Mk.VIC(ITF).
  • Модификации Mk.VII, VIII и IX существовали лишь в проектах.
  • «Бофайтер» TF Мк.Х — ударный самолет для Берегового командования. Оборудован низковысотными двигателями «Геркулес» XVII (1735 л.с). Боекомплект пушек увеличен до 280 снарядов на ствол, а вместо пулеметов в крыле установлены дополнительные топливные баки. На верхней оборонительной установке монтировался 1 7,7-мм пулемет «Виккерс» К или «Браунинг». Под фюзеляжем возможна подвеска торпеды, а под крылом — 2 113-кг авиабомб либо 8 НАР. Выпущено 2205 самолетов.
  • «Бофайтер» TF Mk.XI — усилено крыло (возможна подвеска 2 454-кг бомб). Построено 163 машины.
  • «Бофайтер» TF Мк.21 — вариант, строившийся в Австралии и базировавшийся на конструкции TF Мк.Х. Двигатели «Геркулес» XVIII. Вооружение — 4 20-мм. пушки в фюзеляже, 4 12,7-мм пулемета в крыле. В 1944-1946 гг. построено 365 машин.

Технические характеристики самолетов «Бофайтер» Mk.IF (раннего выпуска)

  • Двигатели: Бристоль «Геркулес» III
  • мощность, л.с.: 1400
  • Размах крыла, м.: 17,63
  • Длина самолета, м.: 12,50
  • Высота самолета, м..: 4,83
  • Площадь крыла, кв. м.: 46,73
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 6381
  • взлетная: 9500
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 516/4800
  • Практический потолок, м.: 8100
  • Дальность полета, км.: 1890

Боевое использование Бристоль «Бофайтер»

Бристоль Бофайтер Mk.IF в полете

Бристоль Бофайтер Mk.IF в полете

Новый ночной истребитель не успел встать в строй к разгару «битвы за Англию» — первые две эскадрильи (25-я и 29-я) получили «Бофайтеры» в начале сентября 1940 г., достигнув боеготовности примерно через месяц. Ночью 11 ноября была одержана первая победа — жертвой «Бофайтеров» стал Юнкерс Ju 88. В дальнейшем перехват небольших групп и одиночных самолетов Люфтваффе, появлявшихся над Британией, стал основной задачей «Бофайтеров» Истребительного командования. Весной 1941 г. в части ночных истребителей поступили первые самолеты Mk.II. Несмотря на то, что их «Мерлины» имели меньшую мощность по сравнению с «Геркулесами», эта модификация «Бофайтера» отличалась лучшими скоростными характеристиками на больших высотах. В марте 1942 г. истребительные эскадрильи начали перевооружаться на «Бофайтеры» Mk.VIF, но уже с середины года их постепенно вытесняли более скоростные истребительные модификации «Москито». Позже, вплоть до конца 1944 г., «Бофайтеры» Истребительного командования (в частности, из 219-й АЭ) привлекались для ударов по базам немецких ночных истребителей. В общей же сложности в составе Истребительного командования на «Бофайтерах» летало 20 эскадрилий.

С 1943 г. главным ТВД для «Бофайтеров» стало Средиземное море, хотя первые самолеты этого типа появились здесь ещё в июле 1941 г., когда на Мальту перебросили 272-ю АЭ. Здесь «Бофайтеры» применялись в качестве дальних истребителей сопровождения, прикрывая корабельные соединения Королевского флота, а также как ударные машины. В начале 1943 г. группировка «Бофайтеров» в Средиземноморье была усилена за счет переброски из метрополии 255-й и 600-й АЭ Истребительного командования. Главной их задачей стал перехват транспортных самолетов противника, летающих на трассе между Сицилией и Тунисом. Летом 1943 г. 100 «Бофайтеров» Mk.VIF передали американцам -ими вооружили 4 АЭ, также действовавшие в Средиземноморье.

На Тихоокеанском ТВД «Бофайтеры» применялись почти исключительно в качестве ударных самолетов. Лишь в Бирме воевало небольшое количество истребителей Mk.IF (176-я АЭ) и Mk.VIF (89-я АЭ). Австралия широко применяла «Бофайтеры» для ударов по японским кораблям и судам. Она получила в общей сложности 218 таких самолетов из Великобритании (72 Mk.IC, 64 Mk.VIC, 62 Mk.X и 20 Mk.XI).

В послевоенное время «Бофайтеры» были быстро сняты с вооружения Королевских ВВС, но в течение ряда лет ещё эксплуатировались в качестве буксировщиков мишеней. В Австралии «Бофайтеры» TF Мк.21 прослужили до 1950 г. Также «Бофайтеры» поставлялись Турции (24), Португалии (16), Доминиканской Республике (10), несколько самолетов попало и в Израиль.

Бристоль «Бофайтер» оказался первым британским самолетов, изначально спроектированным под установку РЛС. Его карьера как ночного истребителя оказалась относительно недолгой — самолету не хватало скорости и высотности, хотя и в этом качестве он добился некоторых успехов. Гораздо шире применялся «Бофайтер» как морской ударный самолет. В этом качестве он оказался универсальным средством поражения, способным с успехом применять как бомбы или НАР, так и торпеды.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image