Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Капрони Ca.133

Итальянский бомбардировщик Капрони Ca-133 использовался в колониях и в качестве транспортного

Итальянский бомбардировщик Капрони Ca-133 использовался в колониях и в качестве транспортного

Типичным представителем «колониальных» самолетов, разрабатывавшихся в 20-30-е гг. не только в Италии, но и в Великобритании и Франции стал Капрони Ca-133. От таких машин не требовались высокие скоростные характеристики — ведь на вероятных ТВД шансы встретиться с воздушным противником были минимальными. На первое место ставилась большая дальность полета, простота обслуживания — качества, необходимые для эксплуатации в колониях с их неразвитой аэродромной сетью и скромной ремонтной базой. Самолеты должны были совмещать в себе качества транспортной машины (для переброски войск и перевозки грузов в колониях) и бомбардировщика — чтобы в случае необходимости подавлять восстания туземцев или защищать колониальные владения от других претендентов.

Трехмоторный самолет Ca.133 разработан под руководством Дж. Капрони. Он стал венцом развития серии цельнометаллических монопланов с высокорасположенным подкосным крылом и неубирающимся шасси, начатой ещё в 1927 г. одномоторным Са.97. Непосредственным предшественником Ca.133 стал Са.101, от которого новый самолет перенял вместительный фюзеляж. Силовая установка была новой — вместо одного мотора «Изотта-Фраскини» «Ассо» 750RC применили три «Пьяджо» «Стелла» Р.VII.

Прототип Ca.133 вышел на испытания 16 сентября 1934 г. Практически сразу же было принято решение о запуске в серийное производство — Италия готовилась к войне с Абиссинией, и такой самолет был очень нужен. Начиная с 1935 г. было выпущено 416 самолетов — 404 военных и 12 гражданских.

Основные модификации самолетов Капрони Ca-133

Ca.133 (неофициально обозначался Ca.133N — от «normale», т.е. «стандартный) — транспортно-бомбардировочный вариант. Двигатели — «Пьяджо» Р.VII С15 (475 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,7-мм пулемета (по 1 в верхней, нижней установках и боковых окнах). Бомбовая нагрузка — 500 кг. Экипаж — 3-4 чел. В транспортном варианте может перевозить до 18 чел. Изготовлено 97 самолетов.

Ca.133Т, S, Р — невооруженные модификации (транспортная, санитарная и для тренировки парашютистов). Изготовлено соответственно, 258, 23 и 25 самолетов.

Летно-технические характеристики самолета Caproni Ca.133

  • Двигатели: Пьяджо P.VII С15
  • мощность, л.с.: 475
  • Размах крыла, м.: 21,44
  • Длина самолета, м.: 15,45
  • Высота самолета, м.: 4,00
  • Площадь крыла, кв. м.: 65,00
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4000
  • взлетная: 6500
  • Максимальная скорость, км/ч: 260
  • Время набора высоты 4000 м, мин.: 15
  • Практический потолок, м.: 6500
  • Дальность полета, км.: 2000

Служба и боевое применение Caproni Ca-133 в годы войны

Первой частью, получившей Ca.133, стал 14-й стормо (44-я, 45-я и 49-я группы), за ним последовала 4-я группа из 7-го стормо. После освоения техники группы перебрасывались в Эритрею и Итальянское Сомали. 2 января 1936 г. новые самолеты дебютировали в боевых действиях против Абиссинии, а к октябрю того же года в Восточной Африке находилось уже 9 эскадрилий Ca.133. Самолеты действовали весьма интенсивно — в периоды наиболее напряженных боев каждая машина выполняла до 4 боевых вылетов в день. Помимо обычных бомб, с них сбрасывались и химические боеприпасы. Боевых потерь практически не было, но небоевые были весьма высокими (в 1937 г. — 27 самолетов, в 1938-м — 13).

В общей сложности, до вступления Италии во Вторую мировую войну примерно 80% всего производства Капрони Ca.133 направлялись в Восточную Африку — оставшиеся машины использовались в метрополии во вспомогательных целях. Значение самолета для итальянских колониальных владений подчеркивает тот факт, что в начале 1939 г. из 24 эскадрилий, дислоцированных в Восточной Африке, 20 летало на Ca.133.

По состоянию на 10 июня 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала 259 Ca.133, из них 183 находилось в колониях (167 — в Восточной Африке, остальные в Ливии). Ещё в ноябре 1939 г. Ca.133 был изъят из перечня боевых самолетов, но для Восточной Африки сделали исключение. И в этом регионе устаревшие тихоходные самолеты довольно широко применялись как бомбардировщики. 12 июня 1940 г. 22 Ca.133 бомбили Аден и несколько городков в Британском Сомали. В последующие недели главными целями для Ca.133 были вражеские аэродромы. Противодействие со стороны истребителей поначалу практически отсутствовало, и главные потери «Капрони» несли от ответных ударов неприятельских бомбардировщиков по итальянским аэродромам. 21 июня 11 Ca.133 бомбили Джибути, потеряв 2 машины от зенитного огня. Самолеты широко применялись и для переброски войск. За вторую половину 1940 г. в Восточной Африке было потеряно 65 Ca.133 — 17 бомбардировщиков и 48 транспортных. Начавшееся в январе 1941 г. британское наступление привело к быстрому «таянию» самолетного парка: 10 февраля в строю оставалось 23 Ca.133, 15 марта — 10, 15 апреля — всего 4. Подавляющее большинство самолетов было уничтожено на аэродромах.

На других театрах военных действий Ca.133 применялись только в качестве транспортных. Несколько уцелевших самолетов в этом качестве эксплуатировались и после войны — вплоть до 1948 г.

5 самолетов Caproni Ca.133 в бомбардировочном варианте в 1936 г. купила Австрия. После аншлюса в 1938 г. они вошли в состав Люфтваффе и использовались как учебные.

Самолет Ca.133 был типичным колониальным аэропланом с изначально невысокими параметрами, но гибким в применении. Звездным часом для него стала война с Абиссинией, а во время Второй мировой войны он служил в качестве боевого лишь на одном изолированном театре военных действий. Успешное его применение было возможно лишь в условиях полного отсутствия противодействия со стороны противника.

Схемы и чертежи Капрони Ca.133

Чертежи Капрони Ca-133

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image