Капрони Ca.310/312 «Либеччио» — представитель семейства легких двухмоторных многоцелевых самолетов, разработанных под руководством Ч. Паллавичино. Разработан на основе Са.309, отличаясь от него более мощной силовой установкой и убирающимся шасси. Машина позиционировалась как легкий бомбардировщик и разведчик. Конструкция планера смешанная — деревянное крыло и металлический фюзеляж. Прототип с двигателями воздушного охлаждения «Пьяджо» Р.VII вышел на испытания 9 апреля 1937 г.
Поставки серийных машин начались в июле 1937 г. Общий объем производства достиг 300 единиц.
Основные модификации Caproni Ca.310
- Ca.310 — двигатели «Пьяджо» Р.VII С16 (450 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (2 в корневой части крыла, 1 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 400 кг. Экипаж — 3-4 чел. Для «Реджиа Аэронаутика» до марта 1939 г. изготовлено 186 самолетов. 36 машин с моторами «Пьяджо» Р.VII С35 (470 л.с.) в 1939 г. поставлено Венгрии, но в начале 1940 г. 33 из них возвратили (в обмен на Са.135) и включили в состав «Реджиа Аэронаутика». В 1938 г. 16 самолетов поставлено Перу (из них 1 разбился при доставке). 4 машины получила Норвегия, а 12 — Югославия.
- Ca.310bis — новая носовая часть фюзеляжа (без уступа) с большой площадью остекления. Двигатели «Пьяджо» P.VII С35 (470 л.с). В 1939 г. выпущено 12 самолетов для Югославии.
- Ca.312 — двигатели «Пьяджо» P.XVI С35 (700 л.с). Заказано 24 самолета для Бельгии (обозначались Ca.312bis) и 15 для Норвегии, но все машины в 1940 г. конфискованы «Реджиа Аэронаутика».
Летно-технические характеристики самолетов Капрони Ca.310
- Двигатели: Пьяджо P.VII С35
- мощность, л.с.: 470
- Размах крыла, м.: 16,20
- Длина самолета, м.: 15,45
- Высота самолета, м.: 3,52
- Площадь крыла, кв. м.: 38,70
- Масса, кг:
- пустого самолета: 3150
- взлетная: 4750
- Максимальная скорость, км/ч: 360
- Время набора высоты 4000 м., мин.: 12’30»
- Практический потолок, м.: 7400
- Дальность полета, км.: 1025
Боевое использование самолетов Капрони Ca.310 в годы воны
В 1938 г. Ca.310 дебютировали в Испании — туда направили 12 самолетов этого типа, использовавшихся в качестве разведчиков. В «Реджиа Аэронаутика» небольшие партии Ca.310 в 1938-1939 гг. были распределены между десятком бомбардировочных стормо, где использовались в качестве тренировочных. В 1939-1940 гг. Ca.310 вооружили 4 стормо взаимодействия с армией.
К моменту вступления Италии во Вторую мировую войну Капрони Ca.310 уже не рассматривался как боевой самолет. Но ввиду острой нехватки самолетов-штурмовиков он использовался в этом качестве в Ливии, в составе 50-го стормо. Его 12-я группа к 10 июня 1940 г. имела 7 Са.310. Переброшенная в Тобрук, она пыталась задержать продвижение британских войск, но 13 июня в двух вылетах потеряла все свои самолеты. На пополнение 50-му стормо были переданы бывшие венгерские Ca.310, эксплуатировавшиеся в качестве штурмовиков в 12-й и 16-й группах до августа 1940 г. В дальнейшем Ca.310 в «Реджиа Аэронаутика» применялись как разведчики и транспортные самолеты. Норвежские Ca.310 и бельгийские Ca.312bis поступили в части «Реджиа Ажронаутика» в 1941 г. и также использовались в качестве транспортных.
Перуанские Ca.310 в июле 1941 г. участвовали в войне с Эквадором, применяясь в качестве бомбардировщиков.
Сведения о боевом применении югославских самолетов Капрони Ca.310 отсутствуют. 6-7 таких самолетов (в т.ч. 1 Ca.310bis) после поражения Югославии вошли в состав ВВС Хорватии, где применялись для борьбы с партизанами.
Caproni Ca.135 «Либеччио» во Второй мировой войне показал свою полную непригодность на роль боевого самолета. Его относительно невысокие летные данные, отсутствие бронезащиты и протектированных топливных баков, а также слабое оборонительное привели к большим потерям, когда самолет попытались применить в качестве штурмовика.
Оставьте свой отзыв