Из семейства самолетов Са.310/312 по мнению итальянских военных наиболее перспективным был Са.310bis — его остекленная носовая часть обеспечивала отличный обзор, что способствовало применению самолета в качестве разведчика. В 1938 г. было принято решение о разработке на основе Са.310bis легкого разведчика-бомбардировщика для замены в частях взаимодействия с армией устаревших одномоторных бипланов Ro.37.
Прототип машины, получившей обозначение Са.311, впервые поднялся в воздух 1 апреля 1939 г. Так же, как и Са.310, он имел смешанную конструкцию. От исходной машины он отличался измененным расположением пулеметов (введена нижняя стрелковая установка) и наличием дополнительного оборудования. Поскольку масса самолета возросла, а двигатели остались прежними, то летные данные Са.311 оказались ниже, чем у Ca.310bis, ухудшилась и маневренность.
Государственные испытания Са.311 не выдержал, но потребность в новых разведчиках была настолько острой, что фирма получила заказ на 125 самолетов. Дальнейшая эволюция привела к появлению самолетов Са.313 и Са.314 с более мощными двигателями и расширенными ударными возможностями (прототип Са.313 вышел на испытания 22 декабря 1939 г.). Серийное производство началось уже в августе 1939 г. и осуществлялось заводами концерна «Капрони» в Понте-Сан-Пьедро, Кастелло-ди-Стабиа и Талиедо. Общий объем выпуска превысил 1220 машин.
Основные модификации Caproni Ca.311
- Са.311 — двигатели воздушного охлаждения «Пьяджо» Р.VII С35 (470 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (1 на верхней турели, 1 в нижней люковой установке, 1 в корневой части левого крыла). Масса бомбовой нагрузки — 400 кг. Экипаж — 3 чел. С августа 1939 г. по февраль 1941 г. изготовлено 335 самолетов, включая Са.311 с измененной носовой частью фюзеляжа (с уступом).
- Са.313 — 12-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения «Изотта-Фраскини» «Дельта» RC35 (730 л.с). Стрелковое вооружение — 3 12,7-мм пулемета (2 в корневых частях крыла и 1 на верхней турели), 2 7,7-мм пулемета (1 в нижней установке, 1 переносной для ведения огня из оконных установок). Масса бомбовой нагрузки — 500 кг. Экипаж — 3-4 чел. Серийный выпуск начался весной 1940 г. До октября 1941 г. изготовлено (включая прототип) 211 самолетов: 5 Ca.313RPB—F для Франции (из 200 заказанных), 84 Ca.313RPB-S для Швеции (взяты из самолетов французского заказа, поставлялись с ноября 1940 г.), 1 Ca.313RPB1 и 120 Ca.313RPB2 для «Реджиа Аэронаутика» (поставлялись в марте-октябре 1941 г.).
- Ca.313bis (Ca.313G) — вариант для Германии с моторами «Дельта» RC40 (770 л.с). Поставки начались в конце 1942 г. До сентября 1944 г. изготовлено 169 машин, 14 из них поставлено Хорватии.
- Са.314 — усилено шасси, внесен ряд других изменений. Носовая часть фюзеляжа аналогична Са.311М. Выпущено 407 самолетов трех модификаций: эскортной для сопровождения морских конвоев Са.314А (Са.314-SC; 73 машины в феврале-ноябре 1942 г.), торпедоносца Са.314В (Ca.314-RA; 80 самолетов в июне-ноябре 1942 г.) и штурмовика Са.314С (254 единицы, поставленных с ноября 1942 г. по август 1943 г.). Стрелковое вооружение для Са.314А и Са.314В — 3 12,7-мм пулемета (2 в корневых частях крыла, 1 на верхней турели) и 1 7,7-мм пулемет в нижней установке. На Са.314С последний заменен на 12,7-мм; кроме того, добавлено 2 неподвижных 12,7-мм пулемета в нижней части фюзеляжа. На Са.314В допускается подвеска 900-кг торпеды. Масса бомбовой нагрузки на Са.314А — 400 кг, на Са.314С — 1280 кг. Все Са.314А и первые 27 Са.314В комплектовались моторами «Дельта» RC35, остальные машины — «Дельта» RC40.
Летно-технические характеристики самолетов Капрони Ca.311
- Двигатели: Пьяджо Р.VII С35
- мощность, л.с.: 470
- Размах крыла, м.: 16,20
- Длина самолета, м.: 11,74
- Высота самолета, м.: 3,69
- Площадь крыла, кв. м.: 38,40
- Масса, кг:
- пустого самолета: 3460
- взлетная: 4822
- Максимальная скорость, км/ч: 359
- Практический потолок, м.: 7400
- Дальность полета, км.: 1600
Боевое использование самолетов Капрони Ca.311 в годы войны
Поставки Са.311 в группы взаимодействия с армией начались весной 1940 г. После вступления Италии во Вторую мировую войну эти самолеты участвовали в боевых действиях против Франции. В Северной Африке Са.311 появились во второй половине 1940 г., а к концу года здесь воевали 5 групп с такими самолетами. Главной их задачей была разведка, но время от времени Са.311 привлекались и к решению ударных задач: например, 14 сентября 1941 г. 14 таких самолетов совместно с машинами других типов наносили бомбо-штурмовые удары по британским моторизованным частям. Довольно широко Са.311 применялись на Балканах. Дислоцированные здесь группы взаимодействия с армией занимались противопартизанскими операциям, сочетая разведку с бомбардировками обнаруженных целей. Действовали самолеты Капрони Са.311 и на Восточном фронте — с августа 1941 г. на территории Украины воевала 61-я группа, весной 1942 г. смененная 71-й (выведена в Италию в апреле 1943 г.).
Са.313 первым в июле 1941 г. освоил 15-й штурмовой стормо, затем они поступили в 43-й бомбардировочный стормо и ряд других частей. В Северной Африке такие самолеты появились в середине 1942 г. в составе четырех эскадрилий взаимодействия с армией. Но уже к началу 1943 г. уцелевшие самолеты были выведены в Италию, показав свою неспособность к действиям на Североафриканском ТВД. В основном же Са.313 использовались в составе оккупационных частей, дислоцированных в Провансе, на Корсике, в Албании и Греции.
Са.314 в мае 1942 г. начали поступать в 13-й штурмовой стормо. С августа его самолеты приступили к сопровождению морских конвоев. Позже к этим операциям подключились ещё несколько частей. В Северной Африке на Са.314 успела повоевать лишь 64-я группа взаимодействия с армией, переброшенная в Триполи в ноябре 1942 г. Попытки применить Са.314В по прямому назначению — в качестве торпедоносцев — оказались неудачными из-за недостаточной мощности моторов. Поэтому они вместе с Са.314А использовались для противолодочного патрулирования.
К моменту капитуляции Италии в сентябре 1943 г. большинство частей с Са.313/314 находились на севере страны, и их матчасть была захвачена немцами. Под контролем нового правительства, сотрудничавшего с союзниками, осталась лишь 103-я АЭ (9 Са.314 и 1 Са.313). Её самолеты использовались в качестве транспортных и связных. Более широко применялись Са.313/314 в Люфтваффе. Они служили не только в школах и транспортных частях, но и в боевых группах. В частности, несколько Са.314 (наряду с самолетами других типов) получила сформированная в октябре 1943 г. на Балканах ночная штурмовая группа NSGr. 7. Укомплектованная, главным образом, хорватскими пилотами она привлекалась к противопартизанским операциям. В Италии воевала NSGr. 9, один из отрядов которой в декабре 1943 г. был полностью вооружен Са.314. Эти самолеты эксплуатировались до середины 1944 г.
15 самолетов Капрони Са.311 было заказано Югославией, но до оккупации страны в апреле 1941 г. успели поставить только 5 самолетов. Остальные в 1942 г. передали Хорватии. Вместе с поставленными в 1944 г. Ca.313G они использовались для противопартизанских операций.
В Швеции Ca.313RPB-S применялись в трех вариантах: бомбардировочном В16, разведывательном S16 и торпедоносном Т16. Самолеты служили во флотилиях F3, F7 и F11, зарекомендовав себя с худшей стороны: до 1943 г. в катастрофах было потеряно 23 «Капрони». Последние Ca.313RPB-S были списаны в августе 1945 г.
Самолеты Са.311, Са.313 и Са.314 имели, в общем, удовлетворительные летные характеристики — хотя их живучесть была недостаточной. Но эти машины оказались чрезвычайно ненадежными, страдая от множества технических проблем. Естественно, это не способствовало их популярности среди экипажей.
Оставьте свой отзыв