Практически сразу же после выхода на испытания летающей лодки PBY «Catalina» американские ВМС решили обзавестись более крупным гидросамолетом с улучшенными характеристиками и увеличенной бомбовой нагрузкой. В 1936 г. двум фирмам-конкурентам — «Консолидейтед» и «Сикорский» — заказали опытные образцы четырехмоторных летающих лодок, получивших обозначения соответственно XPB2Y-1 и XPBS-1.
Разработку проекта «Консолидейтед», известного также под фирменным индексом «модель 29», возглавил создатель «Каталины» А. Лэдден. Новая машина представляла собой моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением и довольно высоким и объемистым фюзеляжем. Оба конкурирующих проекта были весьма похожими. На обеих предполагалась установка аналогичных двигателей — «Пратт энд Уитни» R-1830 «Твин Уосп» (1050 л.с). Гидроплан Сикорского имел традиционные фиксированные подкрыльевые поплавки, а на «модели 29» их выполнили убираемыми, как на «Каталине». В отличие от PBY, на XPB2Y-1 предусмотрели внутреннюю подвеску боевой нагрузки (до 8 454-кг бомб) в бомбоотсеках в крыле.
Прототип XPBS-1 вышел на испытания на четыре месяца раньше XPB2Y-1, впервые поднявшегося в воздух 13 декабря 1937 г. Сравнительные испытания показали, что при примерно равных летных характеристиках изделие «Консолидейтед» является более пригодным для серийного производства. Однако немедленного заказа не последовало: во-первых, у ВМС не имелось достаточно средств для закупки столь дорогих гидросамолетов, а во-вторых, требовалось устранить ряд весомых недостатков, выявленных в ходе испытаний. Наиболее серьезным из них была недостаточная путевая устойчивость. Несколько улучшила её установка дополнительных шайб на концах стабилизатора, но полностью устранить недостаток удалось, лишь полностью перепроектировав оперение — сделав его двухкилевым, по типу бомбардировщика Б-24 «Либерейтор».
31 марта 1939 г. ВМС США заказали первую партию из шести серийных гидросамолетов PB2Y-2. Эти машины существенно отличались от прототипа: сохранив его крыло, они получили полностью перепроектированный фюзеляж. Поставки их начались в декабре 1940 г. Вскоре после вступления США во Вторую мировую войну объем заказов на «Коронадо» достиг 626 единиц, но последующие изменения концепции в пользу самолетов сухопутного базирования привели к их резкому сокращению. В общей сложности до октября 1943 г. изготовили (включая прототип) 217 PB2Y.
Основные модификации Консолидейтед PB2Y «Коронадо»
Consolidated PB2Y-2 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения R-1830-78 (1020 л.с). Стрелковое вооружение — 6 12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по 2 в носовой, верхней и хвостовой турелях). Масса бомбовой нагрузки — до 5400 кг (8 454-кг бомб в крыльевых бомбоотсеках и 4 на внешней подвеске); на внешних узлах возможна подвеска двух торпед. Экипаж — 10 чел. Изготовлено 6 единиц.
Consolidated PB2Y-3 — двигатели R-1830-88 (1200 л.с). Установлены протестированные топливные баки и бронирование рабочих мест экипажа. Стрелковое вооружение дополнено 2 12,7-мм пулеметами в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки и состав экипажа соответствуют PB2Y-2. Прототип XPB2Y-3, переоборудованный из серийного PB2Y-2, вышел на испытания в конце 1941 г. С июня 1942 г. построено 210 серийных машин, включая достроенные в варианте Consolidated PB2Y-5. Самолеты, поставлявшиеся Великобритании, имели американское обозначение PB2Y-3B и британское «Коронадо» Mk.I. 31 гидроплан переоборудован в транспортный PB2Y-3R (первоначально обозначался JRY-1), способный перевозить 44 пассажира или груз массой до 7250 кг. Ещё не менее четырех переоборудовано в самолеты медицинской эвакуации PB2Y-3H.
Consolidated PB2Y-5 — двигатели R-1830-92 (1200 л.с). Увеличен запас топлива. Предусмотрено применение ракетных стартовых ускорителей. Установлена РЛС AN/APS-2. 41 самолет переоборудован в транспортный — общего назначения PB2Y-5R, медицинской эвакуации PB2Y-5H (рассчитанные на перевозку 25 раненых на носилках) и PB2Y-5F — для перевозки высокопоставленных лиц.
Испытывался прототип Консолидейтед XPB2Y-4 (переделанный из XPB2Y-3), оборудованный двигателями «Райт» R-2600 (1700 л.с), но в серийное производство его не внедряли.
Летно-технические характеристики Консолидейтед PB2Y-5 «Коронадо»
- Двигатели: Пратт энд Уитни R-1830-92
- мощность, л.с..: 1200
- Размах крыла, м.: 35,0
- Длина самолета, м.: 24,2
- Высота самолета, м.: 8,4
- Площадь крыла, кв. м.: 165
- Масса, кг:
- пустого самолета: 18 530
- максимальная взлетная: 30 000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 310
- Крейсерская: 272
- Практический потолок, м.: 6250
- Дальность полета (максимальная), км.: 2205 (3815)
Боевое использование Consolidated PB2Y «Coronado» в годы Второй мировой войны
Первые серийные PB2Y-2 поступили на вооружение патрульной эскадрильи VP-13. После нападения Японии на Пёрл-Харбор эти самолеты со снятым вооружением применялись в качестве транспортных для перевозок между западным побережьем США, Гавайскими островами и Австралией. В конце 1942 г. VP-13 получила самолеты PB2Y-3 и в начале января следующего года была передислоцирована на Гавайи, но ввод новых самолетов в строй затягивался ввиду проблем с протечками топливных баков. Те же проблемы преследовали и «атлантическую» эскадрилью VP-15. Также получившая PB2Y-3, она в мае 1943 г. была размещена на Бермудских о-вах и приступила к противолодочному патрулированию.
Активное применение гидросамолетов «Коронадо» для решения чисто боевых задач Второй мировой войны развернулось только в начале 1944 г. В частности, в конце января — начале февраля самолеты эскадрильи VP-13, базировавшиеся на Мидуэе, совершили четыре дальних бомбовых рейда на о. Уэйк. В апреле 1944 г. та же эскадрилья осуществляла минные постановки у Трук, а в мае вновь совершила несколько налетов на Уэйк. С конца февраля до июня 1944 г. PB2Y-3 из VP-13, базировавшиеся на Кваджалейне, а затем на Эниветоке, совершали дальние патрульные полеты. Перевооружившись на PB2Y-5 и сменив обозначение на VPB-13, эскадрилья с ноября 1944 г. возобновила патрульные полеты с о. Сайпан. В феврале-марте 1945 г., базируясь на Улити, VPB-13 участвовала в обеспечении высадки на о. Иводзима. В апреле-июле она продолжала патрульные полеты с о. Керама Ретто. В этот период экипажи VPB-13 записали на свой счет две воздушные победы: 10 мая была сбита летающая лодка Н6К, а 24 мая — гидросамолет Е13А (в общей сложности за войну эта эскадрилья добилась 7 воздушных побед — второй показатель среди всех эскадрилий гидросамолетов ВМС США). С середины июля 1945 г. эскадрилья базировалась на Окинаве.
На Тихом океане действовала и VP-102, сформированная в марте 1943 г. и получившая самолеты PB2Y-3. С ноября 1943 г. она базировалась на Гавайских о-вах, выделяя эскадрильи и звенья для различных баз на Маршалловых и Марианских о-вах. В октябре 1944 г. её переименовали в VPB-4, а в январе 1945 г. перевооружили PB2Y-5. Несмотря на свой патрульно-бомбардировочный статус, эта часть занималась, главным образом, транспортными перевозками.
«Атлантическая» эскадрилья VP-15 в апреле 1944 г. передислоцировалась с Бермудских островов в Коко-Соло (зона Панамского канала). Один её отряд базировался в Коринто (Эквадор), другой — на Галапагоских о-вах. В октябре 1944 г. эскадрилью отвели в США и перевооружили с PB2Y-3 на PB2Y-5. При этом её обозначение поменялось на VPB-15. Базируясь с апреля 1945 г. на о. Сайпан, она занималась главным образом поисково-спасательными операциями. В зоне Панамского канала с октября 1943 г. базировалась и VP-I (впоследствии VPB-1). Она вплоть до своего расформирования в начале марта 1945 г. летала на PB2Y-3, используя базы в Никарагуа, Эквадоре и на Галапагосских островах.
Гидросамолеты Консолидейтед «Коронадо» служили также в ряде транспортных и спасательных эскадрилий. Среди них был даже первый прототип, в качестве транспортного самолета долетавший до конца войны. Несколько самолетов ещё в ходе войны передали американским гражданским авиакомпаниям. Две машины PB2Y-5H получила Береговая охрана США. Послевоенная карьера «Коронадо» была короткой — к лету 1946 г. последние самолеты этого типа были сняты с вооружения и вскоре сданы на слом.
Великобритания получила по ленд-лизу 35 самолетов «Коронадо» Mk.I, но в строй ввела только 10 из них, а остальные сразу же возвратила американцам. В Королевских ВВС такие гидросамолеты использовались как транспортные.
Летающая лодка Консолидэйтед PB2Y«Коронадо», несмотря на свои неплохие для гидроплана характеристики, оказалась невостребованной — ВМС США сделали выбор в пользу тяжелых патрульно-бомбардировочных самолетов сухопутного базирования PB4Y («морских» модификаций бомбардировщиков B-24 «Либерейтор»).
Оставьте свой отзыв