Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Консолидейтед PB2Y «Coronado»

Летающая лодка ВМС США Consolidated PB2Y Coronado

Летающая лодка ВМС США Consolidated PB2Y Coronado

Практически сразу же после выхода на испытания летающей лодки PBY «Catalina» американские ВМС решили обзавестись более крупным гидросамолетом с улучшенными характеристиками и увеличенной бомбовой нагрузкой. В 1936 г. двум фирмам-конкурентам — «Консолидейтед» и «Сикорский» — заказали опытные образцы четырехмоторных летающих лодок, получивших обозначения соответственно XPB2Y-1 и XPBS-1.

Разработку проекта «Консолидейтед», известного также под фирменным индексом «модель 29», возглавил создатель «Каталины» А. Лэдден. Новая машина представляла собой моноплан с высокорасположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением и довольно высоким и объемистым фюзеляжем. Оба конкурирующих проекта были весьма похожими. На обеих предполагалась установка аналогичных двигателей — «Пратт энд Уитни» R-1830 «Твин Уосп» (1050 л.с). Гидроплан Сикорского имел традиционные фиксированные подкрыльевые поплавки, а на «модели 29» их выполнили убираемыми, как на «Каталине». В отличие от PBY, на XPB2Y-1 предусмотрели внутреннюю подвеску боевой нагрузки (до 8 454-кг бомб) в бомбоотсеках в крыле.

Прототип XPBS-1 вышел на испытания на четыре месяца раньше XPB2Y-1, впервые поднявшегося в воздух 13 декабря 1937 г. Сравнительные испытания показали, что при примерно равных летных характеристиках изделие «Консолидейтед» является более пригодным для серийного производства. Однако немедленного заказа не последовало: во-первых, у ВМС не имелось достаточно средств для закупки столь дорогих гидросамолетов, а во-вторых, требовалось устранить ряд весомых недостатков, выявленных в ходе испытаний. Наиболее серьезным из них была недостаточная путевая устойчивость. Несколько улучшила её установка дополнительных шайб на концах стабилизатора, но полностью устранить недостаток удалось, лишь полностью перепроектировав оперение — сделав его двухкилевым, по типу бомбардировщика Б-24 «Либерейтор».

31 марта 1939 г. ВМС США заказали первую партию из шести серийных гидросамолетов PB2Y-2. Эти машины существенно отличались от прототипа: сохранив его крыло, они получили полностью перепроектированный фюзеляж. Поставки их начались в декабре 1940 г. Вскоре после вступления США во Вторую мировую войну объем заказов на «Коронадо» достиг 626 единиц, но последующие изменения концепции в пользу самолетов сухопутного базирования привели к их резкому сокращению. В общей сложности до октября 1943 г. изготовили (включая прототип) 217 PB2Y.

Основные модификации Консолидейтед PB2Y «Коронадо»

Consolidated PB2Y-2 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения R-1830-78 (1020 л.с). Стрелковое вооружение — 6 12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по 2 в носовой, верхней и хвостовой турелях). Масса бомбовой нагрузки — до 5400 кг (8 454-кг бомб в крыльевых бомбоотсеках и 4 на внешней подвеске); на внешних узлах возможна подвеска двух торпед. Экипаж — 10 чел. Изготовлено 6 единиц.

Consolidated PB2Y-3 — двигатели R-1830-88 (1200 л.с). Установлены протестированные топливные баки и бронирование рабочих мест экипажа. Стрелковое вооружение дополнено 2 12,7-мм пулеметами в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки и состав экипажа соответствуют PB2Y-2. Прототип XPB2Y-3, переоборудованный из серийного PB2Y-2, вышел на испытания в конце 1941 г. С июня 1942 г. построено 210 серийных машин, включая достроенные в варианте Consolidated PB2Y-5. Самолеты, поставлявшиеся Великобритании, имели американское обозначение PB2Y-3B и британское «Коронадо» Mk.I. 31 гидроплан переоборудован в транспортный PB2Y-3R (первоначально обозначался JRY-1), способный перевозить 44 пассажира или груз массой до 7250 кг. Ещё не менее четырех переоборудовано в самолеты медицинской эвакуации PB2Y-3H.

Consolidated PB2Y-5 — двигатели R-1830-92 (1200 л.с). Увеличен запас топлива. Предусмотрено применение ракетных стартовых ускорителей. Установлена РЛС AN/APS-2. 41 самолет переоборудован в транспортный — общего назначения PB2Y-5R, медицинской эвакуации PB2Y-5H (рассчитанные на перевозку 25 раненых на носилках) и PB2Y-5F — для перевозки высокопоставленных лиц.

Испытывался прототип Консолидейтед XPB2Y-4 (переделанный из XPB2Y-3), оборудованный двигателями «Райт» R-2600 (1700 л.с), но в серийное производство его не внедряли.

Летно-технические характеристики Консолидейтед PB2Y-5 «Коронадо»

  • Двигатели: Пратт энд Уитни R-1830-92
  • мощность, л.с..: 1200
  • Размах крыла, м.: 35,0
  • Длина самолета, м.: 24,2
  • Высота самолета, м.: 8,4
  • Площадь крыла, кв. м.: 165
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 18 530
  • максимальная взлетная: 30 000
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 310
  • Крейсерская: 272
  • Практический потолок, м.: 6250
  • Дальность полета (максимальная), км.: 2205 (3815)

Боевое использование Consolidated PB2Y «Coronado» в годы Второй мировой войны

Первые серийные PB2Y-2 поступили на вооружение патрульной эскадрильи VP-13. После нападения Японии на Пёрл-Харбор эти самолеты со снятым вооружением применялись в качестве транспортных для перевозок между западным побережьем США, Гавайскими островами и Австралией. В конце 1942 г. VP-13 получила самолеты PB2Y-3 и в начале января следующего года была передислоцирована на Гавайи, но ввод новых самолетов в строй затягивался ввиду проблем с протечками топливных баков. Те же проблемы преследовали и «атлантическую» эскадрилью VP-15. Также получившая PB2Y-3, она в мае 1943 г. была размещена на Бермудских о-вах и приступила к противолодочному патрулированию.

Летающая лодка с можщным фюзеляжем и двухкилевым оперением Консолидейтед PB2Y Коронадо

Летающая лодка с можщным фюзеляжем и двухкилевым оперением Консолидейтед PB2Y Коронадо

Активное применение гидросамолетов «Коронадо» для решения чисто боевых задач Второй мировой войны развернулось только в начале 1944 г. В частности, в конце января — начале февраля самолеты эскадрильи VP-13, базировавшиеся на Мидуэе, совершили четыре дальних бомбовых рейда на о. Уэйк. В апреле 1944 г. та же эскадрилья осуществляла минные постановки у Трук, а в мае вновь совершила несколько налетов на Уэйк. С конца февраля до июня 1944 г. PB2Y-3 из VP-13, базировавшиеся на Кваджалейне, а затем на Эниветоке, совершали дальние патрульные полеты. Перевооружившись на PB2Y-5 и сменив обозначение на VPB-13, эскадрилья с ноября 1944 г. возобновила патрульные полеты с о. Сайпан. В феврале-марте 1945 г., базируясь на Улити, VPB-13 участвовала в обеспечении высадки на о. Иводзима. В апреле-июле она продолжала патрульные полеты с о. Керама Ретто. В этот период экипажи VPB-13 записали на свой счет две воздушные победы: 10 мая была сбита летающая лодка Н6К, а 24 мая — гидросамолет Е13А (в общей сложности за войну эта эскадрилья добилась 7 воздушных побед — второй показатель среди всех эскадрилий гидросамолетов ВМС США). С середины июля 1945 г. эскадрилья базировалась на Окинаве.

На Тихом океане действовала и VP-102, сформированная в марте 1943 г. и получившая самолеты PB2Y-3. С ноября 1943 г. она базировалась на Гавайских о-вах, выделяя эскадрильи и звенья для различных баз на Маршалловых и Марианских о-вах. В октябре 1944 г. её переименовали в VPB-4, а в январе 1945 г. перевооружили PB2Y-5. Несмотря на свой патрульно-бомбардировочный статус, эта часть занималась, главным образом, транспортными перевозками.

«Атлантическая» эскадрилья VP-15 в апреле 1944 г. передислоцировалась с Бермудских островов в Коко-Соло (зона Панамского канала). Один её отряд базировался в Коринто (Эквадор), другой — на Галапагоских о-вах. В октябре 1944 г. эскадрилью отвели в США и перевооружили с PB2Y-3 на PB2Y-5. При этом её обозначение поменялось на VPB-15. Базируясь с апреля 1945 г. на о. Сайпан, она занималась главным образом поисково-спасательными операциями. В зоне Панамского канала с октября 1943 г. базировалась и VP-I (впоследствии VPB-1). Она вплоть до своего расформирования в начале марта 1945 г. летала на PB2Y-3, используя базы в Никарагуа, Эквадоре и на Галапагосских островах.

Гидросамолеты Консолидейтед «Коронадо» служили также в ряде транспортных и спасательных эскадрилий. Среди них был даже первый прототип, в качестве транспортного самолета долетавший до конца войны. Несколько самолетов ещё в ходе войны передали американским гражданским авиакомпаниям. Две машины PB2Y-5H получила Береговая охрана США. Послевоенная карьера «Коронадо» была короткой — к лету 1946 г. последние самолеты этого типа были сняты с вооружения и вскоре сданы на слом.

Великобритания получила по ленд-лизу 35 самолетов «Коронадо» Mk.I, но в строй ввела только 10 из них, а остальные сразу же возвратила американцам. В Королевских ВВС такие гидросамолеты использовались как транспортные.

Летающая лодка Консолидэйтед PB2Y«Коронадо», несмотря на свои неплохие для гидроплана характеристики, оказалась невостребованной — ВМС США сделали выбор в пользу тяжелых патрульно-бомбардировочных самолетов сухопутного базирования PB4Y («морских» модификаций бомбардировщиков B-24 «Либерейтор»).

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image