С началом боевых действий на Тихом океане для чинов американского флота стало очевидным, что имеющиеся корабельные самолеты-разведчики не полностью удовлетворяют требованиям современной войны на море. Прежде всего это касалось их уязвимости от вражеских истребителей. Поэтому в июне 1942 г. Бюро аэронавтики выпустило требования к новому корабельному самолету с радикально улучшенными летными характеристиками. Вопреки установившейся практике, конкурс не объявляли — заказ на проектирование сразу передали фирме «Кертисс». Её конструкторы учли печальный опыт создания неудачного самолета S03C Seamew, и новую машину, получившую фирменный индекс «модель 97» и флотское обозначение SC, постарались сделать максимально простой. Отказались и от новаторства в области мотоустановок, применив старый и проверенный 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Райт» R-1820.
Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан чистых аэродинамических форм с низкорасположенным крылом и трехпоплавковым шасси (существовала возможность установки сменного колесного шасси). В отличие от практически всех других самолетов подобного назначения «модель 97» была одноместной. Самолет весьма напоминал японский поплавковый истребитель A6M2-N. На основе этого сходства некоторые авторы делают вывод о том, что создание SC происходило под прямым влиянием японской машины.
В марте 1943 г., после одобрения проекта, фирма «Кертисс» получила заказ на постройку пяти прототипов XSC-1 (три последних из них иногда относят к серийной партии). Первый XSC-1, оборудованный двигателем R-1820-62 (1350 л.с), вышел на летные испытания 16 февраля 1944 г. Машина показала отличные летные характеристики: с колесным шасси (неубирающимся) по скоростным качествам она не отставала от истребителя «Грумман» F4F.
Поставки серийных машин начались осенью 1944 г. ВМС США заказали в общей сложности 946 самолетов SC, но в связи с завершением войны объем выпуска ограничили 577 машинами (включая прототипы). Все самолеты фирма «Кертисс» производила на заводе в Колумбусе и поставляла на колесном шасси, поплавки поставляла фирма «Эдо» по отдельному контракту.
Фото гидросамолета Curtiss Seahawk на корабельной катапульте.
Основные модификации гидросамолетов Кертис «Сихоук»
SC-1 — двигатель R-1820-62 (1350 л.с). Стрелковое вооружение — 2 12,7-мм пулемета «Браунинг» в крыле. Масса бомбовой нагрузки — до 300 кг. Под правой консолью крыла возможна подвеска контейнера с РЛС AN/APS-4. Экипаж — 1 человек. Изготовлено 562 серийные машины.
SC-2 — двигатель R-1820-76 (1425 л.с). Состав вооружения аналогичен SC-1. Подкрыльевые узлы модифицированы для обеспечения возможности подвески НАР. Изменен капот мотора, применен новый безпереплетный фонарь. Экипаж — 1 человек. Прототип XSC-2 переоборудован из серийного SC-1. Выпущено 10 серийных SC-2.
Поплавовый гидросамолет Кертис SC «Морской ястреб» на воде.
Летно-технические характеристики Curtiss SC «Seahawk»
- Двигатель: Райт R-1820-62
- мощность, л.с:. 1350
- Размах крыла, м.: 12,49
- Длина самолета, м.: 11,08
- Высота самолета, м.: 3,89
- Площадь крыла, кв. м.: 26,01
- Масса самолета, кг:
- Пустого: 2867
- Взлетная: 4082
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 504
- Крейсерская: 210
- Скороподъемность, м/с: 12,7
- Потолок, м.: 11 370
- Дальность полета, км.: 1000
Служба и боевое применение Кертис SC «Сихуок»
Поставки серийных гидропланов SC-1 на корабли ВМС США начались в октябре 1944 г. Первыми их получили тяжелые («большие») крейсера «Гуам» и «Аляска». Каждый корабль получил по 4 «Сихоука» из состава эскадрильи VCS-I6. Самолеты «Аляски» и «Гуама» участвовали в обстрелах объектов на Филиппинах и о. Окинава, а также и в других операциях завершающего периода войны на Тихом океане. Гидросамолеты SC-1 поступали также на легкие крейсера типа «Кливленд» и тяжелые — «Балтимор». Корабли этих типов составляли основу крейсерских сил американского флота в конце Второй мировой войны.
Весной—летом 1945 г. «Сихоуки» появились и на катапультах линкоров. К моменту капитуляции Японии на 49 линкорах и крейсерах было развернуто в общей сложности 139 SC-1. Помимо осуществления корректировки артиллерийского огня, они привлекались для противолодочного охранения, а также поисково-спасательных операций. В последнем случае «Сихоук» нес на подкрыльевых узлах сбрасываемые контейнеры с надувными спасательными плотиками.
В послевоенные годы количество боевых Curtiss «Seahawk» быстро сокращалось. К декабрю 1948 г. такие самолеты, сведенные в эскадрильи VO-1 и VO-2, оставались лишь на десяти кораблях. А в феврале следующего года последний корабль — линкор «Миссури» — сдал свои «Морские ястребы» на берег.
Самолет Кертис SC «Сихоук», вне всякого сомнения, являлся лучшим не только в США, но и, пожалуй, во всем мире корабельным гидросамолетом-корректировщиком эпохи Второй мировой войны. Однако поступление его на вооружение совпало по времени с внедрением совершенных радиолокационных комплексов, существенно снизивших потребности флота в самолетах подобного класса. А в послевоенное время «Сихоуки» были окончательно вытеснены палубными вертолетами.
Оставьте свой отзыв