В 1937 г. Бюро аэронавтики ВМС США объявило конкурс на новый корабельный гидросамолет-разведчик, призванный заменить устаревающие машины SOC «Сигалл». К машине выдвигались требования наличия сменного шасси (поплавки/колеса), а также складывающегося крыла, обеспечивающего размещение машины в ангарах крейсеров. Взлетная масса машины не должна была превышать 2883 кг. В качестве силовой установки предписывалось применить новый 12-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Рэнджер» XV-770-4, характеризовавшийся очень малым расходом топлива. В конкурсе приняли участие две фирмы — «Воут» с самолетом XS02U-1 и «Кертисс» XSO3C-1. Последняя машина, разработанная под руководством Д. Берлина, имела фирменный индекс «модель 82».
Изделие «Кертисса» представляло собой моноплан цельнометаллической конструкции со среднерасположенным крылом. Кабины пилота и наблюдателя выполнили раздельными, причем последнюю для обеспечения лучшего обзора сдвинули далеко в хвост, к основанию киля (форкиль пришлось установить на сдвижной части фонаря кабины наблюдателя). Прототип XSO3C-1 впервые взлетел на колесном шасси 6 октября 1939 г., а в поплавковом варианте испытывался с января 1940 г. Конкурент XS02U-1 вышел на испытания несколько ранее — в июле 1939 г. В начале 1940 г. обе машины прошли сравнительные испытания, по результатам которых победителем признали XSO3C-1. При этом машина «Кертисса» страдала существенными недостатками, главным из которых была плохая путевая устойчивость. Для его устранения на серийных машинах применили отогнутые вверх законцовки крыла. Выпуск серийных машин SO3C на заводе «Кертисс» в Колумбусе началось в июле 1942 г. В общей сложности до января 1944 г. изготовлена 771 (по другим данным, 795) машина.
Наименование «Симью» является британским, и лишь позже было принято в США. Первоначально американским наименованием SO3C было «Seagull» III.
Основные модификации гидросамолетов Curtiss SO3C
- SO3C-1 — двигатель V-770-6 (450 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). Масса бомбовой нагрузки — 90 кг (в перегруз — до 300 кг). Экипаж — 2 чел. Выпушен 141 самолет. SO3C-2 — двигатель V-770-8 (520 л.с). Изменено электрооборудование. У наблюдателя 7,62-мм пулемет заменен 12,7-мм. Бомбовое вооружение, а также состав экипажа соответствуют предыдущей модификации. Изготовлено 200 самолетов.
- SO3C-2C — вариант для Великобритании, отличающийся наличием тормозного гака (для применения в колесном варианте с авианосцев) и под-фюзеляжного бомбодержателя (также применяемого при эксплуатации самолета на колесах). Выпущено 250 самолетов, получивших британское обозначение «Seamew» Mk.I.
- SO3C-3 — облегченный вариант SO3C-2. Изготовлено 150 экземпляров.
- SO3C-1K и SO3C-2K — переделки в радиоуправляемые мишени. Испытывались, но в США приняты не были. 30 самолетов поставлено в Великобританию под обозначением «Queen Seamew».
Лётно-технические характеристики Кёртис SO3C-1 (на поплавковом шасси)
- Двигатель: Рэнджер V-770-6
- мощность, л.с.: 450
- Размах крыла, м.: 11,98
- Длина фюзеляжа, м.: 10,96
- Высота самолета, м.: 4,64
- Площадь крыла, кв. м.: 26,94
- Масса самолета, кг. пустого: 1794
- Взлетная: 2334
- Скорость, км/ч:
- максимальная: 306
- Скороподъемность, м/с: 4,36
- Практический потолок, м.: 5790
- Дальность полета, км.: 1330
Боевая эксплуатация гидропланов Curtiss SO3C в годы войны
Поставки серийных SO3C-1 в строевые части авиации ВМС США начались в ноябре 1942 г. Они поступали на укомплектование «крейсерских» разведывательных эскадрилий (VCS) и в первую очередь предназначались для новых легких крейсеров типа «Кливленд». Помимо головного корабля в серии, «Симью» получили «Коламбиа», «Монпелье», «Денвер» и ещё несколько крейсеров этого типа. Кроме этого, SO3C получили тяжелые крейсера «Честер», «Балтимор», «Бостон» и «Чикаго», легкие «Бойзе» и «Гонолулу» (типа «Бруклин»). Несколько гидропланов придали в качестве связных плавбазам гидросамолетов «Кертисс», «Танжер» и «Абсеком». Два самолета SO3C-1, приписанные к крейсеру «Денвер», в опытном порядке были оснащены РЛС
Опыт эксплуатации Кертис «Симью» оказался разочаровывающим. Мотор V-770 был недоработанным, доставляя множество проблем летному и техническому составу. Самолет отличался плохой устойчивостью, ещё более ухудшавшейся, когда наблюдатель сдвигал фонарь своей кабины, чтобы открыть огонь из своего пулемета — вместе с фонарем сдвигался и форкиля. При эксплуатации в варианте гидросамолета взлет с воды с полной заправкой был невозможен. Провальными оказались и попытки эксплуатации «Симью» с колес. Основные стойки монтировались на точки крепления основного поплавка, будучи сдвинутыми слишком далеко назад. При этом носовая часть задиралась так высоко, что обзор при рулении был затруднен. В итоге карьера «Симью» в ВМС США оказалась феноменально короткой — этот самолет сняли с вооружения уже в марте 1944 г., спустя какие-то два месяца после завершения выпуска! В некоторых частях и на кораблях на смену SO3C пришли бипланы Curtiss SOC — те, для замены которых и создавался «Симью».
В авиации Королевского флота «Симью» Mk.I применялся только в колесном варианте. В боевые части ни одна такая машина так и не попала, а многие вообще не были введены в эксплуатацию. Те же, что вошли в строй, поступили в несколько учебных частей, в частности, в 744-ю и 745-ю эскадрильи в Канаде и 755-ю в Англии. Карьера британских «Симью» оказалась столь же короткой, как и американских — последние самолеты этого типа сняли с вооружения в марте 1945 г.
Гидроплан Кертисс SO3C «Симью», вероятно, можно отнести к наиболее неудачным самолетам Второй мировой войны. Даже его несуразный внешний облик, казалось бы, служит подтверждением тезиса: «Хороший самолет — обязательно красив!» Недаром британские авиаторы прозвали «Симью» — «Си Коу» («Морская корова»).
Оставьте свой отзыв