Кертис SOC «Сигал» («Чайка») стал последним бипланом фирмы «Кертисс», состоявшим на вооружении американской морской авиации. Разработка самолета под фирменным индексом «модель 71» велась в соответствии с требованиями Бюро аэронавтики к новому корабельному самолету-корректировщику, выданными в начале 1933 г. Проект «Кертисса» сочетал в себе, с одной стороны, довольно архаичную схему расчалочного биплана, а с другой -ряд передовых решений (например, щелевые предкрылки «Хендли-Пэйдж» по всему размаху верхнего крыла). Кабина экипажа была закрытой, а закабинный гаргрот мог опускаться для увеличения секторов обстрела турельного пулемета. Бипланную коробку выполнили складывающейся. Конструкция планера — цельнометаллическая (стальной набор фюзеляжа и дюралевый — крыла), с полотняной обшивкой. В июне 1933 г. фирма получила заказ на постройку прототипа, получившего обозначение XO3C-1. Конкурентами являлись изделия фирм «Воут» X05U-1 (прямой наследник длинной линейки гидросамолетов 02U и 03U) и «Дуглас» X02D-1 (морской вариант армейского разведчика 0-38).
Прототип ХОЗС-1 с 9-цилиндровым двигателем «Пратт энд Уитни» R-1340-12 (550 л.с.) вышел на испытания в апреле 1934 г. Самолет был оборудован амфибийным шасси: убираемые основные колеса находились по бокам центрального поплавка, имелось также неубираемое хвостовое колесо. Изделие «Кертисса» победило в конкурсе, и фирма получила контракт на серийное производство. В серии самолет обозначался SOC, что означало смешение акцентов от корректировки артиллерийского огня к разведке. Серийные самолеты не были амфибиями — они комплектовались трехпоплавковым шасси. При этом сохранялась возможность установки сменного колесного шасси.
Поставки серийных «Сигаллов» начались осенью 1935 г. До 1938 г. изготовили 322 самолета (258 фирмой «Кертисс» на заводе в Буффало и 64 — предприятием «Нэйвел Эйркрафт Фэктори» в Филадельфии).
Основные модификации Кертис «Сигал»
Curtiss SOC-1 — двигатель R-1340-18 (550 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). Масса бомбовой нагрузки — 90 кг. Экипаж — 2 чел. Выпускались в поплавковом варианте, но комплектовались и сменным колесным шасси. Изготовлено 135 экземпляров.
Curtiss SOC-2 — двигатель R-1340-22 (550 л.с). Стрелковое вооружение, бомбовая нагрузка и состав экипажа аналогичны SOC-1. Изготовлено 40 машин. Некоторые источники утверждают, что SOC-2 эксплуатировались только с колесного шасси, но имеются фотографии серийных самолетов этой модификации на поплавках. В 1942 г. часть самолетов приспособлена для базирования на авианосцах (путем установки тормозного гака), получив обозначение SOC-2A.
Curtiss SOC-3 — вариант, в основном соответствовавший SOC-2 с незначительными усовершенствованиями. Изготовлено 83 самолета в поплавковом варианте (с возможностью перестановки на колеса). Часть машин в 1942 г. переоборудована в палубные SOC-3A. Масса бомбовой нагрузки при этом увеличилась до 300 кг.
Curtiss SOC-4 — вариант для авиации Береговой охраны, гидросамолет, соответствовавший SOC-3, но без возможности старта с катапульты. В 1938 г. выпущено 3 самолета, в 1942 г. переданных ВМС и переоборудованных в палубные SOC-3A.
Curtiss SON-1 — самолет, соответствовавший SOC-3, но выпускавшийся «Нэйвел Эйркрафт Фэктори». Изготовлено 44 единицы, часть из которых в 1942 г. переоборудована в палубные SON-1A.
Летно-технические характеристики Curtiss SOC-1 «Seagull»
- Двигатель: Пратт энд Уитни R-1340-18
- мощность, л.с.: 550
- Размах крыла, м.: 10,97
- Длина фюзеляжа, м.: 8,17
- Высота самолета, м.: 3,97
- Площадь крыла, кв. м.: 31,77
- Масса самолета, кг пустого: 1561
- Взлетная: 2327
- Максимальная скорость, км/ч: 261
- Скороподъемность, м/с: 5,35
- Практический потолок, м.: 4940
- Дальность полета, км.: 1413
Боевое использование поплавковых гидросамолетов Кертис SOC «Сигал»
Поставки SOC-1 начались в ноябре 1935 г. Первыми их получил легкий крейсер «Марблхед», за ним последовали однотипные «Мемфис» и «Рей-ли», а также тяжелые крейсера «Индианаполис» и «Огаста». К июню 1936 г. новыми самолетами вооружили 6 эскадрилий: «линкорные» VS-5B, VS-6В, а также «крейсерские» VS-9S, VS-10S, VS-1 IS и VS-12S. Во второй половине 30-х гг. гидропланы «Сигалл» базировались на всех крупных боевых кораблях американского флота — линкорах и крейсерах. Даже канонерские лодки «Чарльстон» и «Эри» несли по одному SOC-1. Прототип XSOC-1 и один из серийных SON-1 были приписаны к эсминцу «Ноа» (типа «Клемсон») — этот корабль служил для отработки возможного базирования гидросамолетов на эсминцах.
К моменту вступления США во Вторую мировую войну на линкорах и старых крейсерах типа «Омаха» «Сигаллы» были в основном заменены более современными гидропланами OS2U «Кингфишер», но на новых крейсерах оставалось достаточно много Curtiss SOC-1 и SOC-3: эти корабли имели подпалубные ангары, в которые не помещались «Кингфишеры» с нескладывающимся крылом. «Сигаллы» находились на вооружении «крейсерских» эскадрилий VCS-3 — VCS-9 (из них лишь VCS-7 входила в состав Атлантического флота, остальные находились на Тихом океане). Как правило, такая эскадрилья насчитывала около 15 гидропланов SOC-1, SOC-1 и SON-1, а также 2—3 колесных самолета SOC-2. По 1—2 «Сигалла» было приписано к авианосцам в качестве связных машин. Наконец, 12 самолетов SOC-3 (на колесном шасси) имелось в составе эскадрильи морской пехоты VMS-2, базировавшейся в Сан-Диего.
Ещё до вступления США в войну самолеты «Сигалл» участвовали в патрулях нейтралитета на Атлантике. После 7 декабря 1941 г. главным театром их боевого применения стал Тихий океан. В роли корабельных разведчиков-корректировщиков «Сигаллы» участвовали в боях на Маршалловых островах, островах Гилберта, на Гуадалканале и Уэйке, а также на Алеутских островах. Помимо этого, самолеты привлекались для противолодочного охранения, совершая полеты с парой подвешенных глубинных бомб.
В течение 1942 г. SOC постепенно заменяли более современные машины, а «Сигаллы» переделывались в палубные для службы на эскортных авианосцах. Первый американский корабль этого класса — «Лонг Айленд» — получил 12 SOC-3A, эксплуатировавшихся совместно с истребителями F2A-2 «Буффало», эксплуатировавшихся в эскадрилье VS-201 (впоследствии VGS-1). К концу 1942 г. на Тихом океане самолеты Кертис SOC-3A имелись в четырех эскадрильях эскортных авианосцев: VGS-9 («Боуг»), VGS-11 («Кард»), VGS-13 («Кор») и VGS-18 («Альтамаха»). На Атлантике в эскадрилье VGS-30 авианосца «Чарджер» имелось 8 SOC-3A и 3 SON-1A. К середине 1943 г. на эскортных авианосцах «Сигаллы» были заменены более современными и мощными TBF-1. А вот карьера их в качестве корабельных гидросамолетов оказалась неожиданно длительной. Из-за неудачи с новым гидропланом S03C старые «Сигаллы» пришлось вернуть на крейсера. В частности, на Атлантике самолеты SOC-3 и SON-1 в 1943-1944 гг. служили в эскадрильях VCS-7 и VCS-8. Они применялись на Средиземном море. На Тихом океане такие гидропланы сохранялись в эскадрильях VCS-6 и VCS-12 (в последней они служили практически до капитуляции Японии). Во вспомогательных частях последние «Сигаллы» эксплуатировались до 1946 г.
Гидросамолет Curtiss SOC Seagull представлял собой своеобразное переходное звено от бипланов начала 30-х гг. к монопланам начала 40-х. Его карьера оказалась довольно продолжительной, а после «срочной службы» в качестве корабельного разведчика-корректировщика «Сигалл» «остался на сверхсрочную» и эксплуатировался как противолодочная палубная машина.
Оставьте свой отзыв