Необычный для начала 30-х гг. истребитель-моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси, созданный под руководством Э. Девуатина. Проектирование самолета подобной схемы велось с 1929 г., а окончательно облик истребителя определился к осени 1931 г. Прототип D.500 впервые поднялся в воздух 18 июня 1932 г. Самолет имел 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Xbrs (690 л.с.). Вооружение, первоначально состоявшее из 2 синхронных пулеметов «Виккерс», в ходе испытаний было заменено 2 7,5-мм пулеметами «Дарн» в крыле. В сентябре 1932 г. самолет участвовал в конкурсных испытаниях с изделиями девяти других фирм. Победителем признали D.500, показавший отличную маневренность и управляемость, а по скорости намного превысивший конкурсные требования. В июне 1933 г. была заказана первая партия из 60 самолетов. В дальнейшем производство машин семейства D.500 продолжалось до июня 1938 г. Выпущен 381 самолет (включая прототипы), причем помимо фирмы-разработчика (после национализации — SNCAM) такие машины строили фирмы «Лиор э Оливье» (SNCASE) и «Луар» (SNACAO).
Технические характеристики самолетов Девуатин D.501C1
Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Xcrs
мощность, л.с.: 690
Размах крыла, м.: 12,09
Длина самолета, м.: 7,74
Высота самолета, м.: 2,75
Площадь крыла, кв. м.: 16,50
Масса, кг:
пустого самолета: 1256
взлетная: 1700
Максимальная скорость, км/ч:
у земли: 318
на высоте: 371
Время набора высоты, мин:
5000 м.: 6’36»
Потолок, м.: 8400
Дальность полета, км.: 855
Основные модификации Девуатин Д.500:
D.500C1 — двигатель HS 12Xbrs (690 л.с). Вооружение — 4 пулемета (2 синхронных «Виккерс» и 2 крыльевых «Дарн»). Фюзеляжные пулеметы часто снимались, а со 112-й машины вместо «Дарнов» устанавливались новые 7,5-мм пулеметы MAC 1934. Выпуск начался в ноябре 1934 г. Построена 101 машина (включая экспортные).
D.500V — экспортная модификация для Венесуэлы. В июле 1935 г. заказано 3 машины.
D.501C1 — первый серийный истребитель с пушечным вооружением. Двигатель HS 12Xcrs (690 л.с). Вооружение — 1 20-мм мотор-пушка HS S9, 2 7,5-мм крыльевых пулемета. Выпущено 157 самолетов (включая экспортные).
D.501L — вариант для Литвы. Поставлено 14 самолетов в 1936-1937 гг.
D.510C1 — двигатель HS 12Ycrs (860 л.с.) с трехлопастным винтом (на прежних модификациях применялся двухлопастный). Вооружение аналогично D.501C1. Первый из двух прототипов испытывался с августа 1934 г. ВВС Франции получили 88 самолетов, поставлявшихся с июля 1936 г. до сентября 1937 г. С учетом экспортных построено 120 самолетов. Самолет стал первым французским истребителем, превысившим скорость 400 км/ч.
D.510C — вариант для ВВС Китая. Поставлено 24 самолета.
Ряд стран приобрели D.510 для испытаний, главным образом — для ознакомления с мотор-пушкой: СССР (1 D.510R), Великобритания (1 D.510A), Япония (2 D.510J). 2 D.510, заказанных Турцией, в конечном итоге оказались в Испании.
Боевое применение Dewoitine D.500
В середине 30-х гг. самолеты семейства D.500/501/510 были основными истребителями ВВС Франции, но к началу Второй мировой войны уже устарели и заменялись более современными машинами. По состоянию на 1 сентября 1939 г. ими были вооружены группы GC 1/1, И/1 и I/8, а также 2 отдельные АЭ в Северной Африке и 2 АЭ морской авиации (берегового базирования). К маю 1940 г. таких самолетов в Европе уже не осталось. На D.510 летала сформированная в мае 1940 г. в Марокко на базе колониальных АЭ группа GC III/4 (расформирована в августе 1941 г.) и группа GC I/6 в Дакаре, где D.510 эксплуатировались до конца 1941 г.
Республиканские ВВС Испании в годы гражданской войны эксплуатировали 2 D.510 и 7 D.500. Китайские D.510C в 1938-1939 гг. участвовали в боях с японцами.
Самолеты семейства D.500/501/510 стали этапными для французской авиации, а в некоторых отношениях определили мировые тенденции развития истребителей. В первую очередь это касалось вооружения пушкой, стреляющей через вал винта. Однако к началу Второй мировой войны они были уже безнадежно устаревшими.
Оставьте свой отзыв