Создав в начале 30-х гг. удачное семейство истребителей D.500/501/510, Э. Девуатин имел все основания рассчитывать на победу в новом конкурсе, объявленном министерством авиации Франции в 1934 г. Однако представленный на конкурс самолет D.513, представлявший собой дальнейшее указанного семейства, но с убирающимся шасси и закрытой кабиной, вчистую проиграл соревнование конкуренту — MS.405. Из поражения были сделаны соответствующие выводы, и Э. Девуатин в июне 1936 г. приступили к разработке нового истребителя с существенно лучшими летными характеристиками. Как оказалось, как раз вовремя — ВВС Франции под влиянием первых результатов испытаний «Харрикейна» и «Спитфайра» объявили новый конкурс на истребитель, способный развивать скорость не менее 500 км/ч. Однако ввиду отсутствия государственного финансирования (основные средства выделялись на серийное производство MS.406) первый из трех прототипов — D.520.01 — с двигателем HS 12Y-21 (900 л.с.) вышел на испытания лишь 2 октября 1938 г. Скорость оказалась гораздо ниже ожидаемой — всего 470 км/ч. На последующих прототипах устанавливали более мощные двигатели, изменили конструкцию радиаторов, снизив лобовое сопротивление, а для улучшения устойчивости увеличили площадь киля. Благодаря этому, скорость D.520.03 удалось довести до 535 км/ч. Вооружение из 20-мм мотор-пушки и 2 7,5-мм пулеметов в подкрыльевых гондолах опробовали на втором прототипе.
В апреле 1939 г. был выдан заказ на первую партию из 200 новых истребителей (со сроком поставки к декабрю 1939 г.), вскоре увеличенный до 710 машин. Однако ввиду проблем с доводкой ещё «сырого» двигателя HS 12Y-45 первый серийный самолет удалось поднять в воздух лишь 2 ноября 1939 г., а до конца года ВВС приняли только 19 машин. К моменту капитуляции Франции объем заказов достиг 2200 самолетов, а количество построенных — 438 единиц. Общий объем выпуска, включая поставки для ВВС Виши и Люфтваффе, но без учета прототипов, составил 905 самолетов.
Технические характеристики самолетов Dewoitine D.520C1
- Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Y-45
- мощность, л.с.: 930
- Размах крыла, м.: 10,20
- Длина самолета, м.: 8,70
- Высота самолета, м.: 2,57
- Площадь крыла, кв. м.: 16,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2075
- взлетная: 2760
- Максимальная скорость, км/ч:
- у земли: 425
- на высоте 5500 м.: 535
- Время набора высоты, мин:
- 4000 м. — 5’49»
- 6000 м. — 8’39»
- Потолок, м.: 10250
- Дальность полета, км.: 890
Основные модификации Девуатин D.520
- D.520C1 — единственный вариант, строившийся серийно. Двигатель HS 12Y-45 (910 л.с). Вооружение — 1 20-мм мотор-пушка HS 404 (боекомплект 60 снарядов), 4 7,5-мм крыльевых пулемета (по 500 патронов).
Выпускался до конца июня 1940 г., затем производство возобновлено (с разрешения Германии) в августе 1941 г. и продолжалось для нужд ВВС Виши, а затем Люфтваффе до июня 1944 г. С 1942 г. устанавливался двигатель HS 12Y-49 с улучшенными высотными характеристиками.
- D.520DC — двухместный учебный вариант. В 1945-1946 гг. переоборудован 21 самолет.
Не попали в серию варианты D.521 с английским мотором «Мерлин» (1030 л.с.) и вооружением из 2 20-мм пушек в крыле, D.523 с двигателем HS 12Y-51 (1500 л.с), D.524 с HS 12Z-89. Выпуск D.522 с американским мотором V-1710-C15 (1040 л.с.) предполагалось заказать в США, но не был построен даже прототип. Дальнейшим развитием самолета должен был стать D.520Z (SE.520Z) с мотором HS 12Z89ter (1600 л.с.) и вооружением из 2 20-мм пушек и 2 7,5-мм пулеметов в крыле. Прототип испытывался с конца 1941 г., но в серию машина так и не попала.
Боевое использование Девуатин D.520
Поставки D.520C1 в строевые части начались в конце января 1940 г. Первой их получила группа GC I/3, но боеготовности она достигла лишь 7 мая. К 10 мая она оставалась единственной боеспособной частью с D.520C1 в составе французских ВВС (к тому времени заказчик принял лишь 76 машин). К концу месяца на фронте сражались две группы с D.520C1, а в июне к ним присоединились ещё три. К моменту капитуляции перевооружение проходили ещё две группы ВВС и 4 АЭ морской авиации. За время боев мая-июня 1940 г. пилоты D.520 записали на свой счет 108 подтвержденных воздушных побед. В схватках с «мессершмиттами» новый «девуатин» показал себя вполне достойно — немного уступая Bf 109 в скорости и скороподъемности у земли, он превосходил его в маневренности и скороподъемности на больших высотах. Соотношение побед и потерь в воздушных боях составляло 7,7:1 — лучше, чем у любого другого французского истребителя. Однако с учетом самолетов, уничтоженных на земле, разбитых в авариях, брошенных при отступлении, французы потеряли 106 D.520.
В ВВС Виши первоначально числилось пять групп, вооруженные Девуатин D.520; имелась также одна эскадрилья морской авиации с такими же самолетами — в общей сложности 175 машин. Все они дислоцировались в Северной Африке. Весной 1941 г. германские власти санкционировали возобновление производства D.520 — он должен был стать единым типом истребителя вишистских ВВС, заменив все другие машины. В мае-июне 1941 г. группы III/GC 6 и II/GC 3, а также морскую эскадрилью 1АС перебросили в Сирию, где они участвовали в боях с британской авиацией. Одержав 30 подтвержденных побед, части, действовавшие на D.520, потеряли в Сирии 40 своих самолетов.
К осени 1942 г. в ВВС Виши самолетами D.520 было перевооружено ещё 6 групп. По состоянию на 1 ноября 1942 г. в Южной Франции находилось 235 таких истребителей, в Северной Африке — 169, а ещё 30 было в Сенегале. Когда 8 ноября началась высадка союзников в Северной Африке, французские ВВС пытались оказывать сопротивление, добившись нескольких воздушных побед. В частности, «девуатины» группы GC III/3 у Орана сбили 12 британских самолетов. Однако помешать высадке французы не смогли.
Самолеты, находившиеся на территории Франции, в начале ноября 1942 г. были захвачены Германией. Немецкими трофеями стало около 250 D.520 (включая находившиеся ещё на заводе). В дальнейшем Люфтваффе заказали французским предприятиям ещё 300 D.520. О применении таких самолетов на фронте речь не шла, однако они эксплуатировались в учебных истребительных эскадрах — JG 101 и 105, дислоцированных во Франции, а также JG 103 в Австрии.
«Девуатин» не пользовался особой популярностью — он считался чрезмерно «чувствительным» в управлении. С одной стороны, в полете машиной можно было управлять буквально «двумя пальчиками», с другой — пилотам, привычным к более «жестким» самолетам, весьма трудно было «приноровиться» к «Девуатину». В учебных истребительных эскадрах в течение года разбилось 111 машин этого типа!
66 самолетов D.520 были получены Италией (36 захвачены в ноябре 1942 г. в Южной Франции, 30 получены в 1943 г. от Германии). Первыми из строевых частей «девуатины» в феврале 1943 г. получили 8-я и 22-я группы, а затем ещё несколько частей. Из-за своего пушечного вооружения D.520 считался у итальянцев специализированным истребителем для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками. Три самолета осенью 1943 г. числились в ВВС Итальянской социальной республики, но применялись лишь как учебные.
Летом 1943 г. значительное количество D.520 (100, а по другим данным — 120 единиц) получила Болгария. Они применялись в системе ПВО, перехватывая американские бомбардировщики, которые осуществляли налеты на нефтепромыслы в Румынии. В 1944 г. «девуатины» были в основном заменены Bf 109G, но в 6-м орляке (полку) эксплуатировались вплоть до конца войны. Несколько уцелевших самолетов служили в болгарских ВВС до 1947 г.
После высадки союзников во Франции часть D.520, служивших в Люфтваффе, вновь вошли в состав французских ВВС (так же, как и «девуатины», уцелевшие в Северной Африке). В последние месяцы войны их использовала в качестве штурмовиков группа GCB I/18. После войны ВВС Франции эксплуатировали в учебных целях около 40 D.520, примерно половину из которых переоборудовали в двухместный вариант.
Несмотря на многочисленные «детские болезни» (постоянный перегрев двигателя, ненадежная работа нагнетателя и нередкие отказы вооружения), истребители D.520 быстро завоевали признание у летчиков благодаря своей отличной маневренности, удобной кабине с хорошим остеклением фонаря и неплохим взлетно-посадочным характеристикам. А за изящный, красивый силуэт D.520 прозвали «мисс Франция». Увы самолет слишком поздно попал в серийное производство.
Оставьте свой отзыв