Двухмоторный моноплан цельнометаллической конструкции Дорнье До-215 задумывался как экспортный вариант самолета Do-17Z. Смысл присвоения машине нового обозначения Do 215 не вполне понятен — ведь самолет принципиально не отличался от Do 17Z, разница была лишь в типе установленных двигателей. Возможно, это был своеобразный «маркетинговый ход» со стороны производителя.
В качестве прототипов Do 215 использовали три самолета Do 17Z-0 из предсерийной партии. На первом из них (Do 215V1) установили моторы BMW 132N, на втором (Do 215V2), предлагавшемся Югославии — двигатели «Гном-Рон» GR 14NO, на третьем (Do 215V3), вышедшем на испытания весной 1940 г. — 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения DB 601А (1075 л.с). Были получены заказы от Югославии на 40 самолетов (со сборкой в Югославии) с двигателями Jumo 211 и от Швеции на 18 машин Do 215А-1 с двигателями DB 601А. Однако ни одна из этих машин за рубеж так и не попала: поставка узлов для сборки в Югославии началась только в апреле 1940 г., незадолго до оккупации страны, а машины шведского заказа после начала Второй мировой войны были конфискованы люфтваффе.
Производство самолета под обозначением Dornier Do-215В для люфтваффе продолжалось небольшим темпом до начала 1941 г. В общей сложности завод «Дорнье» в Оберпфаффенхофене выпустил 101 (по другим данным, 105) машину.
Основные модификации Dornier Do-215
Do 215В-0 (3 самолета) и Do 215В-1 (15) — переделанные под стандарты люфтваффе самолеты шведского заказа. Использовались как разведчики.
Do 215В-4 — основной серийный вариант, самолет-разведчик выпускавшийся с марта 1940 г. Двигатели DB 601А-1 (1075 л.с). Стрелковое вооружение — 6 7,92-мм пулеметов MG 15 (2 в носовой части, 2 в боковых окнах, по одному в верхней и нижней установках); возможна подвеска до 500 кг бомб в бомбоотсек. Экипаж — 4 чел.
Do 215В-5 «Кауц» III — ночной истребительный вариант Do 215В-4. Вооружение — две 20-мм пушки MG FF и 4 7,92-мм пулемета MG 17 в носовой части, по 1 MG 15 в верхней и нижней установках. Первоначально оборудовались инфракрасными детекторами, со второй половины 1941 г. оборудовались РЛС FuG 202.
Вариант Do 215В-2 представлял собой нереализованный проект бомбардировщика для люфтваффе, Do 215В-3 — 2 самолета, поставленных весной 1940 г. для испытаний в СССР, Do 215В-6 — высотный разведчик с двигателями DB 601Т, снабженными турбокомпрессорами ТК 9А, построенный в единственном экземпляре.
Летно-технические характеристики самолетов Дорнье Do-215B-4
- Двигатель: DB 601А
- мощность, л.с: 1100
- Размах крыла, м.: 18,0
- Длина самолета, м.: 15,80
- Высота самолета, м.: 4,60
- Площадь крыла, кв. м.: 55,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 5750
- взлетная: 8800
- Максимальная скорость, км/ч: 470
- Скороподъемность, м/с.: 8,0
- Время набора высоты 2000 м, мин.: 4,2
- Практический потолок, м.: 9000
- Дальность полета, км.: 2450
Боевое использование Дорнье До-215
В январе-феврале 1940 г. самолеты Do 215В-0/В-1 передали в разведывательную группу главнокомандования люфтваффе Aufkl.Gr./Ob.D.L. Вскоре в ту же группу начали поступать и Дорнье До-215В-4. Отряд 3.(F)/Ob.d.L, располагавший 12 такими самолетами, с мая 1940 г. базировался в Норвегии, впоследствии он участвовал в «битве за Британию». К операции «Барбаросса» привлекался вооруженный Do 215В-4 отряд 2.(F)/Ob.d.L, действовавший в Прибалтике. Помимо этого, самолетами такого типа вооружили дальнеразведывательный отряд 1.(F)/Aufkl.Gr.124 и ночной разведывательный 2.(F)/Nacht, единичные Do 215В-4 встречались и в некоторых других частях. На фронте они эксплуатировались до 1944 г.
Серийные Дорнье Do 215В-5 эксплуатировались в группе ночных истребителей II/NJG 1 до мая 1944 г. Базируясь в Голландии, они осуществляли перехваты ночных бомбардировщиков.
В начале 1942 г. четыре самолета Do 215В-4 передали Венгрии. Они поступили в 1-ю эскадрилью дальней разведки, с июля 1942 г. действовавшую на Восточном фронте.
Самолет Do 215 оказался «лишним» для люфтваффе — созданный с прицелом на экспорт, он не нашел своего места в бомбардировочных частях, и ограниченно применялся как разведчик и ночной истребитель.
Оставьте свой отзыв