Двухмоторный бомбардировщик Douglas B-18 Bolo — цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси, разработанный для замены самолетов «Мартин» B-10 в соответствии со спецификацией 35-26, изданной в мае 1934 г.
Проект под фирменным обозначением DB-1, разработанный под руководством Дж. Кинделбергера, базировался на удачном пассажирском лайнере DC-2: от него взяли крыло (немного увеличенное в размахе) и очертания хвостового оперения (также увеличенного). Фюзеляж спроектировали заново — он получил объемистый бомбоотсек под центропланом, позволяющий вместить до 2 т бомб. Вооружение состояло из трех 7,62-мм пулеметов (по одному в носовой баше, верхней выдвижной башне и нижней установке).
Прототип DB-1, оборудованный моторами «Райт» R-1820-G5 (850 л.с), вышел на испытания в апреле 1935 г. Хотя конкурент — «модель 299» фирмы «Боинг» (будущий Б-17 Летающая крепость) — был признан более перспективным, катастрофа прототипа «модели 299» и более низкая цена DB-1 (на 40% ниже самолета «Боинга») побудили военных выдать «Дугласу» заказ на серийное производство нового бомбардировщика, получившего обозначение Б-18 Боло.
Выпуск самолетов начался в феврале 1937 г., до мая 1940 г. построено 369 серийных машин.
Летно-технические характеристики самолета Дуглас Б-18А
- Двигатели: Райт R-1820-53
- мощность, л.с.: 1000
- Размах крыла, м.: 27,28
- Длина самолета, м.: 17,63
- Высота самолета, м.: 4,62
- Площадь крыла, кв. м.: 89,65
- Масса, кг:
- пустого самолета: 7403
- взлетная: 12 552
- Скорость максимальная, км/ч: 346
- Потолок, м.: 7285
- Дальность полета, км.: 1935
Основные модификации самолёта Дуглас Б-18:
Б-18 — 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Райт» R-1820-45 (930 л.с). Вооружение — 3 7,62-мм пулемета (по 1 в носовой установке, верхней выдвижной башне и нижней установке). Нормальная масса бомбовой нагрузки — 908 кг, максимальная -2000 кг. Экипаж — 6 чел. Изготовлено 132 самолета. В 1940 г. 17 машин переоборудовано в вариант B-18М с заменой бомбодержателей новыми, обеспечивающими подвеску бомб крупного калибра.
B-18А — двигатели R-1820-53 (1000 л.с). Изменены очертания носовой части. С апреля 1938 г. выпущено 217 самолетов. 22 машины в 1940 г. переоборудовано в B-18АМ с доработками, аналогичными B-18М. 2 самолета переоборудованы в невооруженные транспортные С-58.
B-18В — самолеты B-18А/АМ, переоборудованные в противолодочные. Установлена РЛС с антенной в носовом обтекателе (носовая стрелковая установка отсутствует) и детектор магнитных аномалий в обтекателе в хвостовой части. В 1942 г. переоборудовано 122 самолета.
«Дигби» Mk.I — самолеты для Королевских канадских ВВС, в основном аналогичные Douglas B-18А, но с бортовым оборудованием по британским стандартам и 7,7-мм пулеметами. С декабря 1939 г. по май 1940 г. изготовлено 20 машин.
Боевое использование Дуглас В-18 Боло
К моменту вступления США во Вторую мировую войну уже полным ходом шла замена Дугласов Б-18 более современными самолетами. Но за пределами континентальной части США этот самолет оставался наиболее массовым типом бомбардировщика. В частности, на Гавайских о-вах находилось 33 таких самолета в 5-й и 11-й БГ, на Филиппинах — 18 в 27-й БГ и 28-й разведывательной эскадрилье. В зоне Панамского канала, на островах Карибского моря и в Суринаме дислоцировались 6 эскадрилий «Боло» 6-й и 9-й бомбардировочных групп. Из самолетов, находившихся на Гавайях, 11 машин было уничтожено вследствие налета 7 декабря 1941 г., остальные впоследствии привлекались для патрулирования окружающих вод. На Филиппинах после первых налетов японской авиации в строю осталось только 5 B-18, которые затем использовались как транспортные. До начала 1944 г. B-18 действовали на Аляске и Алеутских о-вах, применяясь как патрульные.
На восточном побережье США и в Карибском море с весны 1942 г. активно действовали противолодочные B-18В. 11 июня во Флоридском проливе «Боло» впервые атаковали вражескую подлодку U157, впоследствии потопленную кораблем. А 22 августа 1942 г. экипаж 45-й эскадрильи записал на счет Дуглас Б-18В первую самостоятельно потопленную субмарину (U-654). Вторая и последняя победа была одержана экипажем 99-й АЭ, потопившим U-512 2 октября 1942 г. С начала 1943 г. началась замена B-18В в строевых частях более современными самолетами.
Канадские «Дигби» поступили в 10-ю АЭ, занимавшуюся противолодочным патрулированием в Северной Атлантике. На их счету — одна потопленная подлодка (U-520, 30 октября 1942 г.). Во вспомогательных целях «Дигби» эксплуатировались до осени 1946 г.
Два B-18В в 1942 г. были переданы Бразилии, где использовались как противолодочные и учебные.
«Боло» оказался своеобразным переходным бомбардировщиком, заполнившим паузу между снятием с вооружения В-10 и поступлением новых машин, прежде всего, В-17. Во Второй мировой войне он практически не использовался как бомбардировщик, но сыграл важную роль как противолодочный самолет.
Оставьте свой отзыв