Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

ИАР 80/81

Истребители ИАР 80 на аэродромеК концу 30-х гг. основу истребительной авиации ВВС Румынии составляли самолеты P.11f и Р.24, выпускавшиеся предприятием IAR («Индустриа Аэронаутича Романа») по польской лицензии. Их характеристики уже не удовлетворяли требованиям времени, поэтому встал вопрос о необходимости обновления парка истребителей. С учетом накопленного отечественной промышленностью опыта было признано целесообразным предпринять попытку разработать современный истребитель собственными силами. Проектирование, начавшееся в 1937 г., возглавил И. Гроссу. При этом были использованы некоторые узлы Р.24, в частности (с определенными изменениями) фюзеляж. Но из выскоплана-«чайки» самолет стал низкопланом. Также ввели убираемое шасси. В качестве силовой установки выбрали производящийся в Румынии по лицензии французской фирмы «Гном-Рон» 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения IAR К14-И1с 36 (970 л.с). Вооружение изначально состояло из пары 7,92-мм пулеметов в крыле, а пилотскую кабину выполнили открытой. Планер самолета был цельнометаллическим.

Прототип истребителя, получившего обозначение IAR 80, вышел на испытания в апреле 1939 г. Испытания показали хорошую управляемость самолета, но вскрыли и ряд недостатков, наиболее серьезными из которых были недобор мощности на больших высотах и слабое вооружение. Эти недостатки попытались устранить, готовя самолет к серийному производству.

Основные модификации IAR 80

IAR 80 — первый серийный вариант. Применена закрытая кабина, установлен двигатель IAR K14-IVC 32, снабженный трехступенчатым нагнетателем (мощность 930 л.с. у земли и 1070 л.с. на высоте 4500 м). Вооружение — 4 7,92-мм крыльевых пулемета «Браунинг-FN» бельгийского производства (400 патронов на ствол). На рубеже 1940-1941 гг. завод в Брашове выпустил 50 машин.

IAR 80А — усилено вооружение: на первых 65 машинах — до 6 7,92-мм пулеметов, на остальных 25 — до 2 13,2-мм (боекомплект по 150 патронов) и 4 7,92-мм. Кроме того, последние 25 самолетов получили более современные радиостанции.

IAR 81 — истребитель-бомбардировщик, приспособленный для подвески 1 225-кг бомбы под фюзеляжем и 2 50-кг под крылом. Стрелковое вооружение — 6 7,92-мм пулеметов. С осени 1941 г. выпущено 50 единиц.

IAR 80В — увеличен размах и площадь крыла, усилено бронирование пилотской кабины. Вооружение -2 13,2-мм и 4 7,92-мм пулемета. Выпущен 31 самолет, причем 11 последних получили возможность подвески под крылом 2 100-л ПТБ.

IAR 81А — истребитель-бомбардировщик с нововведениями, как у IAR 80В. Бомбовая нагрузка — как у IAR 81; возможна подвеска под крылом вместо бомб двух 100-л ПТБ. Изготовлено 29 самолетов.

IAR 81В — истребитель-бомбардировщик, соответствующий IAR 81А, но вместо 13,2-мм пулеметов установлены 20-мм пушки «Икария-Эрликон» (боекомплект по 60 снарядов). Выпущено 50 машин.

IAR 81С — установлены пушки MG 151/20 (175 снарядов на ствол); боекомплект пулеметов уменьшен до 350 патронов на ствол. Изготовлено около 100 машин.

IAR 80DC — двухместный учебный вариант. Несколько единиц переделано в 1950 г. из IAR 80/81.

В общей сложности, до конца 1942 г. выпущено около 400 IAR 80/81.

Летно-технические характеристики самолета IAR 80/81

  • Двигатель: IAR K14-IVC 32
  • мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 10,52
  • Длина самолета, м.: 8,97
  • Высота самолета, м.: 3,60
  • Площадь крыла, кв. м.: 15,97
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2110
  • взлетная: 2720
  • Максимальная скорость, км/ч
  • на высоте 4500 м.: 500
  • Время набора высоты 3000 м, мин, с.: 3’12»
  • Практический потолок, м.: 10500
  • Дальность полета, км (с ПТБ): 730

Боевое использование истребителей ИАР 80

Истребители ИАР 80А, 1943 г.Самолеты IAR 80 в 1941-1942 гг. принимали участие в боях над территорией Украины. Первыми в бой вступили самолеты 8-й группы (59-я и 60-я ИАЭ), затем — 9-й. Поначалу они могли довольно успешно противостоять советским истребителям, но с появлением Як-9 и Ла-5 утратили всякие шансы на победу в воздушном бою. Поэтому к лету 1943 г. IAR 80 были выведены с фронта и сосредоточены в частях ПВО (2-я, 3-я, 4-я ИАГ), прикрывавших нефтяные промыслы Плоешти. ИАР 81 использовались на Восточном фронте в качестве пикирующих бомбардировщиков, а также как истребители ПВО. В январе-апреле 1944 г. в районе Плоешти дислоцировалось до 120 IAR 80/81.

К моменту перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции в конце августа 1944 г. её ВВС имели 9 истребительных АЭ и 4 АЭ пикировщиков, вооруженных IAR 80/81. Эти самолеты участвовали в боях против немцев над Трансильванией, Венгрией и Словакией. Потери были довольно значительными — как боевые, так и по износу, и к моменту капитуляции Германии в ВВС Румынии осталось лишь 4 АЭ IAR 80/81 (63-я, 64-я, 65-я и 66-я). Уцелевшие самолеты этого типа служили в боевых частях до 1950 г., а учебные IAR 80DC эксплуатировались до 1952 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image