К концу 30-х гг. основу истребительной авиации ВВС Румынии составляли самолеты P.11f и Р.24, выпускавшиеся предприятием IAR («Индустриа Аэронаутича Романа») по польской лицензии. Их характеристики уже не удовлетворяли требованиям времени, поэтому встал вопрос о необходимости обновления парка истребителей. С учетом накопленного отечественной промышленностью опыта было признано целесообразным предпринять попытку разработать современный истребитель собственными силами. Проектирование, начавшееся в 1937 г., возглавил И. Гроссу. При этом были использованы некоторые узлы Р.24, в частности (с определенными изменениями) фюзеляж. Но из выскоплана-«чайки» самолет стал низкопланом. Также ввели убираемое шасси. В качестве силовой установки выбрали производящийся в Румынии по лицензии французской фирмы «Гном-Рон» 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения IAR К14-И1с 36 (970 л.с). Вооружение изначально состояло из пары 7,92-мм пулеметов в крыле, а пилотскую кабину выполнили открытой. Планер самолета был цельнометаллическим.
Прототип истребителя, получившего обозначение IAR 80, вышел на испытания в апреле 1939 г. Испытания показали хорошую управляемость самолета, но вскрыли и ряд недостатков, наиболее серьезными из которых были недобор мощности на больших высотах и слабое вооружение. Эти недостатки попытались устранить, готовя самолет к серийному производству.
Основные модификации IAR 80
IAR 80 — первый серийный вариант. Применена закрытая кабина, установлен двигатель IAR K14-IVC 32, снабженный трехступенчатым нагнетателем (мощность 930 л.с. у земли и 1070 л.с. на высоте 4500 м). Вооружение — 4 7,92-мм крыльевых пулемета «Браунинг-FN» бельгийского производства (400 патронов на ствол). На рубеже 1940-1941 гг. завод в Брашове выпустил 50 машин.
IAR 80А — усилено вооружение: на первых 65 машинах — до 6 7,92-мм пулеметов, на остальных 25 — до 2 13,2-мм (боекомплект по 150 патронов) и 4 7,92-мм. Кроме того, последние 25 самолетов получили более современные радиостанции.
IAR 81 — истребитель-бомбардировщик, приспособленный для подвески 1 225-кг бомбы под фюзеляжем и 2 50-кг под крылом. Стрелковое вооружение — 6 7,92-мм пулеметов. С осени 1941 г. выпущено 50 единиц.
IAR 80В — увеличен размах и площадь крыла, усилено бронирование пилотской кабины. Вооружение -2 13,2-мм и 4 7,92-мм пулемета. Выпущен 31 самолет, причем 11 последних получили возможность подвески под крылом 2 100-л ПТБ.
IAR 81А — истребитель-бомбардировщик с нововведениями, как у IAR 80В. Бомбовая нагрузка — как у IAR 81; возможна подвеска под крылом вместо бомб двух 100-л ПТБ. Изготовлено 29 самолетов.
IAR 81В — истребитель-бомбардировщик, соответствующий IAR 81А, но вместо 13,2-мм пулеметов установлены 20-мм пушки «Икария-Эрликон» (боекомплект по 60 снарядов). Выпущено 50 машин.
IAR 81С — установлены пушки MG 151/20 (175 снарядов на ствол); боекомплект пулеметов уменьшен до 350 патронов на ствол. Изготовлено около 100 машин.
IAR 80DC — двухместный учебный вариант. Несколько единиц переделано в 1950 г. из IAR 80/81.
В общей сложности, до конца 1942 г. выпущено около 400 IAR 80/81.
Летно-технические характеристики самолета IAR 80/81
- Двигатель: IAR K14-IVC 32
- мощность, л.с.: 1000
- Размах крыла, м.: 10,52
- Длина самолета, м.: 8,97
- Высота самолета, м.: 3,60
- Площадь крыла, кв. м.: 15,97
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2110
- взлетная: 2720
- Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 4500 м.: 500
- Время набора высоты 3000 м, мин, с.: 3’12»
- Практический потолок, м.: 10500
- Дальность полета, км (с ПТБ): 730
Боевое использование истребителей ИАР 80
Самолеты IAR 80 в 1941-1942 гг. принимали участие в боях над территорией Украины. Первыми в бой вступили самолеты 8-й группы (59-я и 60-я ИАЭ), затем — 9-й. Поначалу они могли довольно успешно противостоять советским истребителям, но с появлением Як-9 и Ла-5 утратили всякие шансы на победу в воздушном бою. Поэтому к лету 1943 г. IAR 80 были выведены с фронта и сосредоточены в частях ПВО (2-я, 3-я, 4-я ИАГ), прикрывавших нефтяные промыслы Плоешти. ИАР 81 использовались на Восточном фронте в качестве пикирующих бомбардировщиков, а также как истребители ПВО. В январе-апреле 1944 г. в районе Плоешти дислоцировалось до 120 IAR 80/81.
К моменту перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции в конце августа 1944 г. её ВВС имели 9 истребительных АЭ и 4 АЭ пикировщиков, вооруженных IAR 80/81. Эти самолеты участвовали в боях против немцев над Трансильванией, Венгрией и Словакией. Потери были довольно значительными — как боевые, так и по износу, и к моменту капитуляции Германии в ВВС Румынии осталось лишь 4 АЭ IAR 80/81 (63-я, 64-я, 65-я и 66-я). Уцелевшие самолеты этого типа служили в боевых частях до 1950 г., а учебные IAR 80DC эксплуатировались до 1952 г.
Оставьте свой отзыв