Биплан PZL P.24 — глубокая модификация P. 11 под 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14К, изначально разрабатывавшаяся для экспорта. Первый прототип P.24/I с двигателем GR 14Ksd (760 л.с.) вышел на испытания в мае 1933 г. В следующем году построили второй прототип P.24/II с мотором GR 14Kfs (900 л.с), отличавшийся рядом усовершенствований.
На нем 28 июня 1934 г. был установлен мировой рекорд скорости для самолетов этого класса (414 км/ч). Впоследствии на самолете установили вооружение из 2 20-мм пушек и 2 пулеметов. Весной 1936 г. начались испытания прототипа P.24/III, получившего закрытую кабину — именно он стал образцом для серийных машин.
В общей сложности выпущено 143 самолета, из них 97 в Польше и 46 по лицензии за рубежом (25 в Румынии и 21 в Турции).
Летно-технические характеристики самолета PZL P-24A
- Двигатель: Гном-Рон GR 14Kfs
- мощность, л.с.: 900
- Размах крыла, м.: 10,71
- Длина самолета, м.: 7,50
- Высота самолета, м.: 2,69
- Площадь крыла, кв. м.: 17,9
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1116
- взлетная: 1580
- Максимальная скорость, км/ч, на высоте 4000 м.: 410
- Скороподъемность, м/с: 11
- Практический потолок, м.: 9000
- Дальность полета, км.: 700
Основные модификации ПЗЛ Р-24:
Р.24А — двигатель GR 14Kfs (900 л.с). Вооружение -2 20-мм пушки «Эрликон» FF под крылом, 2 7,92-мм пулемета «Кольт-Браунинг» в крыле. В 1936-1937 гг. поставлено 14 самолетов Турции, ещё 6 в 1937 г. собрано по лицензии на заводе KTF.
Р.24В — двигатель GR 14Kfs. Вооружение — 4 7,92-мм пулемета «Кольт-Браунинг» в крыле. В 1937 г. поставлено 12 самолетов Болгарии.
Р.24С — двигатель GR 14Kfs. Вооружение — 4 7,92-мм пулемета «Кольт-Браунинг» в крыле; возможна подвеска 2 50-кг бомб. В 1936-1937 гг. поставлено 26 самолетов Турции, ещё 11 в 1937 г. собрано по лицензии на заводе KTF.
Р.24Е — двигатель IAR К14-11с 32 (900 л.с). Вооружение аналогично Р.24С. В конце 1937 г. поставлено 5 самолетов Румынии, ещё 25 собрано по лицензии на заводе IAR в 1938-1939 гг. Самолеты румынской сборки комплектовались моторами IAR К14-И1с 36 (970 л.с).
P.24F — двигатель GR 14N07 (970 л.с). Вооружение -2 20-мм пушки «Эрликон» FF под крылом, 2 7,92-мм пулемета «Кольт-Браунинг» в крыле; возможна подвеска 2 50-кг авиабомб. Установлено бронестекло в козырьке фонаря и бронеспинка кресла пилота. В 1937-1938 гг. поставлено 12 самолетов Греции.
P.24G — двигатель GR 14N07. Вооружение аналогично Р.24С. В 1937-1938 гг. поставлено 24 самолета Греции. Кроме того, в 1938-1939 гг. 4 самолета построено по лицензии в Турции.
Нереализованными остались заказы на P.24D для Испании (15 единиц) — из-за эмбарго и P.24J с моторами GR 14N01 (1020 л.с.) для Греции (24) и Болгарии (12) — из-за начала Второй мировой войны.
Боевое использование PZL P-24
В ВВС Турции PZL Р.24А/С служили в 1-м, а затем в 4-м авиаполках до 1942 г., до 1943 г. эксплуатировались в авиашколе.
Болгарские Р.24В поступили на вооружение 2-го истребительного орляка (полка), 1940 г. были переданы в учебные части, а в 1942 г. возвращены во 2-й орляк. Большинство их было уничтожено в 1944 г. вследствие американской бомбардировки.
В ВВС Румынии PZL Р.24Е служили в 6-й группе. В июне-октябре 1941 г. они участвовали в боях в Молдавии и на подступах к Одессе, затем до 1944 г. эксплуатировались 61-й и 62-й АЭ в системе ПВО Румынии.
Греческие ВВС укомплектовали P24F/G 21-ю, 22-ю и 23-ю миры (эскадрильи). К моменту нападения Италии 28 октября 1940 г. боеготовыми были 24 машины. 1 ноября они одержали первую победу, сбив бомбардировщик Z.1007bis. 2 ноября было сбито в общей сложности 10 вражеских самолетов ценой потери 6 Р.24. 6 апреля 1941 г. в войну против Греции вступила Германия. К тому времени в строю оставалось 13 Р.24, а к 23 апреля все они были уничтожены. В общей сложности пилоты греческих Р.24 сбили 40 вражеских самолетов (37 итальянских и 3 немецких) ценой потери 35 машин. Единственный уцелевший Р.24 стал итальянским трофеем и использовался для испытаний.
PZL Р.24 представлял собой удачный вариант «бюджетного» истребителя для небогатых стран. Благодаря более мощному двигателю он превосходил по скоростным качествам самолеты Р.11, строившиеся для польских ВВС. Ряд модификаций Р.24 получили мощное пушечное вооружение, довольно редко встречавшееся на истребителях во второй половине 30-х гг.
Оставьте свой отзыв