Ещё во время проектирования «Фулмара» Королевский флот потребовал создания двухместного палубного истребителя с более высокими летными характеристиками. В 1939 г. конструкторы «Фэйри» во главе с Х.Е. Чаплиным проработали два варианта компоновки такой машины — аналогичный «Фулмару» и с оборонительным вооружением в задней кабине. В итоге пришли к выводу, что первый вариант является предпочтительным, поскольку обеспечит гораздо более высокие летные качества. Для будущей машины выбрали мощный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Гриффон».
Предложение «Фэйри» встретило понимание у заказчика, и в июне 1940 г. была издана спецификация N.5/40, предусматривавшая создание многоцелевого палубного самолета — истребителя, разведчика и ударного.
Первый прототип «Файрфлая» вышел на испытания 22 декабря 1941 г., а к сентябрю 1942 г. было построено ещё 3 прототипа. Выпуск серийных самолетов начался в январе 1943 г.
До конца войны успели выпустить 658 самолетов, общий объем выпуска (включая прототипы) превысил 1700 единиц.
Основные модификации Fairey «Firefly»
- «Файрфлай» Mk.I — двигатель «Гриффон» IIB (1730 л.с), с 471-й машины — «Гриффон» XII (1990 л.с). Вооружение — 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II в крыле (боекомплект 160 снарядов на ствол); возможна подвеска 2 454-кг бомб или 8 НАР. Выпускался в двух модификациях: истребитель F Mk.I (429 единиц) и истребитель-разведчик FR Mk.I (дополнительно комплектовавшийся РЛС ASH в подкрыльевом контейнере; 376 самолетов). Часть FR Mk.I переоборудована в ночные истребители NF Mk.I путем установки РЛС AI Mk.V, а некоторые F Mk.I, получившие радар ASH, обозначались F Mk.IA. В послевоенный период часть самолетов переоборудована в учебные Т Mk.1, Т Мк.2 и Т Мк.З, а также буксировщики мишеней ТТ Mk.1. Самолет выпускался до конца 1946 г.; изготовлено 835 машин, из них фирма «Фэйри» выпустила 703 самолета (в т.ч. все FR Mk.I), а «Стандарт Эйркрафт» — 132.
- «Файрфлай» NF Mk.II — ночной истребитель с РЛС AI Мк.Х (антенны устанавливались в двух обтекателях на крыле, аппаратура — в удлиненном на 46 см фюзеляже. Построено 37 экземпляров, впоследствии приведенных к стандарту Mk.I (летные качества NF Mk.II оказались слишком низкими).
- «Файрфлай» FR Мк.4 — двигатель «Гриффон» 74 (2250 л.с), вооружение и оборудование соответствуют FR Мк.1. С мая 1945 г. по февраль 1948 г. выпущено 160 самолетов (из них 43 переделано из Mk.I).
- «Файрфлай» Мк.5 — послевоенный вариант. Выпущено 352 самолета в вариантах ночного истребителя NF Мк.5, истребителя-разведчика FR Мк.5 и противолодочного AS Мк.5.
- «Файрфлай» AS Мк.6 — противолодочный самолет без пушечного вооружения. Построено 133 единицы.
- «Файрфлай» AS Мк.7 — трехместный противолодочный самолет. Построено 151 машина.
- «Файрфлай» U Мк.8 — дистанционно управляемые самолеты-мишени на базе Мк.7. В 1953-1956 гг. выпущено 34 самолета.
В послевоенное время многие самолеты переоборудованы в учебные (Т Мк.5, Т Мк.7), буксировщики мишеней (ТТ Мк.4, ТТ Мк.5, ТТ Мк.6), дистанционно управляемые самолеты-мишени (U Мк.9)
Палубный истребитель расправляет крылья
Технические характеристики самолетов Фейри «Файрфлай» F Mk.I
- Двигатель: Роллс-Ройс «Гриффон» IIB4
- мощность, л.с.: 1730
- Размах крыла, м.: 13,6
- Длина самолета, м.: 11,46
- Высота самолета, м.: 4,14
- Площадь крыла, кв. м.: 30,47
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4423
- взлетная: 6360
- Максимальная скорость, км/ч (на высоте 4720 м): 508
- Скороподъемность, м/с: 8,83
- Практический потолок, м.: 8535
- Дальность полета, км (с ПТБ): 1720(2090)
Боевое применение Fairey «Firefly» в годы Второй мировой
Ввод в строй «Файрфлаев» растянулся во времени: хоть первый серийный самолет был принят флотом в марте 1943 г., первая часть на этих самолетах (1770-я АЭ) была сформирована только в октябре, а боевой дебют состоялся летом следующего года. В июле-августе 1944 г. 1770-я АЭ с палубы «Индефатигейбла» участвовала в нескольких налетах на «Тирпиц». В октябре-декабре 1944 г. у берегов Норвегии действовал авианосец «Имплекейбл», в составе авиагруппы которого была 1771-я АЭ «Файрфлаев», привлекались к таким операциям и эскортные авианосцы.
В общей сложности до мая 1945 г. «Файрфлаи» приняли участие в 45 боевых операциях у норвежского побережья. Их главной задачей было сопровождение ударных самолетов — «Барракуд» и «Авенджеров».
На Тихоокеанском ТВД «Файрфлаи» появились в январе 1945 г., когда 1770-я АЭ с «Индефатигейбла» участвовала в налетах на нефтеперерабатывающие заводы на о. Суматра. Самолеты действовали, главным образом, в качестве ударных, подавляя при помощи НАР позиции ПВО. В марте 1945 г. «Файрфлаи» наносили удары по аэродромам на островах Сикисима, в июне — сражались над Труком, а в июле действовали по целям на Японских островах. К концу войны на Тихом океане находилось 4 АЭ «Файрфлаев», в т.ч. одна — ночных истребителей.
В 1950-1953 гг. британские «Файрфлаи» участвовали в войне в Корее, применяясь исключительно в качестве ударных машин. В качестве противолодочных «Файрфлаи» эксплуатировались в Великобритании до 1955 г., а как учебные и вспомогательные — гораздо дольше.
В послевоенное время «Файрфлаи» эксплуатировались морской авиацией Канады (Mk.I, 4, 5), Австралии (Мк.5; на борту авианосца «Сидней» участвовали в войне в Корее), Нидерландов (Mk.I, 4, 5; в 1947-1949 гг. участвовали в противопартизанских операциях в Индонезии), Таиланда (Mk.I), ВВС Эфиопии (Mk.I, 5). Кроме того, ВМС Индии, ВВС Дании и Швеции применяли такие машины как буксировщики мишеней.
Изначально задумывавшийся как многоцелевая машина, «Файрфлай» таким на поверку и оказался: будучи неплохим истребителем сопровождения, он с успехом применялся в качестве разведчика и ударного самолета, а в послевоенные годы — и как противолодочный.
Оставьте свой отзыв