Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фэйри «Фулмар»

Двухместный палубный истребитель Фейри Фулмар

Двухместный палубный истребитель Фейри Фулмар

История создания этого самолета может служить примером того, как не надо проектировать истребители: создаваемый в спешном порядке, на основе проекта бомбардировщика, он не отличался ни высокой скоростью, ни скороподъемностью — качествами, крайне необходимыми для самолета завоевания превосходства в воздухе. От исходного проекта он унаследовал значительные размеры, чрезмерные для истребителя, а также экипаж из двух человек — причем второй член экипажа в бою был простым балластом, так как оборонительная стрелковая установка не была предусмотрена.

Толчком к созданию «Фулмара» стали наметившиеся трудности в создании первых британских палубных монопланов — самолетов «Скьюа» и «Рок». В январе 1938 г. фирме «Фэйри» для подстраховки заказали двухместный истребитель-моноплан по спецификации 0.3/38. Наличие на борту отдельного штурмана-радиста было признано крайне необходимым для машины, призванной действовать над морем.

В качестве силовой установки выбрали 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Мерлин» Н. Вооружение должно было состоять из восьми 7,7-мм крыльевых пулеметов «Браунинг». Основой для разработки стал так и не попавший в серию легкий бомбардировщик, созданный по спецификации Р.4/34. Два прототипа «Фулмара» были переделаны из прототипов, построенных согласно Р.4/34.

Первый предсерийный «Фулмар» вышел на испытания в январе 1940 г. Общий объем серийного производства составил 600 единиц.

Основные модификации Fairey Fulmar

«Фулмар» Mk.I — двигатель «Мерлин» VII (1080 л.с). Полномасштабное серийное производство началось в мае 1940 г. Заказано 250 самолетов. Поставки завершены в сентябре 1941 г., но из них не менее 80 реально поставили уже в варианте «Фулмар» Mk.II.

«Фулмар» Mk.II — двигатель «Мерлин» XXX (1300 л.с). В ходе серийного производства боекомплект пулеметов увеличен с 750 до 1000 патронов на ствол, а на последних сериях установлено 4 12,7-мм пулемета (370 патронов на ствол). С конца 1941 г. устанавливался подфюзеляжный узел для 270-л ПТБ. До февраля 1943 г. построено 350 машин (а также не менее 80 вышеуказанных самолетов из заказа на «Фулмар» Mk.I).

«Фулмар» NF Mk.II — ночной истребитель, оборудованный РЛС AI Mk.IV. В таком варианте выполнили часть самолетов «Фулмар» Mk.II.

Технические характеристики самолета Фейри «Фулмар» Mk.I

  • Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» VII
  • мощность, л.с.: 1080
  • Размах крыла (со сложенными консолями), м.: 14,14
  • Длина самолета, м.: 2,27
  • Высота самолета, м.: 3,25
  • Площадь крыла, кв. м.: 31,77
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3137
  • нормальная взлетная: 4387
  • максимальная взлетная: 4445
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • на уровне моря: 396
  • на высоте 2475 м.: 412
  • Скороподъемность у земли, м/с: 5,61
  • Практический потолок, м.: 6827
  • Продолжительность полета, ч.: 4

Служба и боевое применение Fairey Fulmar во Второй мировой войне

В строевых частях авиации Королевского флота «Фулмар» появился в июне 1940 г. Первой этими самолетами вооружили 806-ю АЭ, вскоре за ней последовали 808-я и 807-я эскадрильи, а затем и другие части. В общей сложности эскадрильи, вооруженные «Фулмарами», входили в состав авиагрупп восьми тяжелых и пяти эскортных авианосцев. Основным театром боевого применения для самолетов этого типа в 1940-1943 гг. Второй мировой войны стало Средиземное море, где они активно участвовали в обеспечении проводки мальтийских конвоев и других операциях. Ввиду гибели или повреждения некоторых авианосцев часть эскадрилий довольно длительное время базировались на суше, участвуя в обороне Мальты, боях в Северной Африке и Сирии, обеспечивали ПВО Суэцкого канала. В ноябре 1942 г. 809-я АЭ применяла «Фулмары» в качестве разведчиков в ходе операции «Торч» (высадке союзников в Северной Африке)

Истребитель Fairey Fulmar на борту авианосца

Истребитель Fairey Fulmar на борту авианосца

В 1941 г. «Фулмары» участвовали в проводке северных конвоев (в том числе и в качестве катапультных истребителей с соответствующим образом оборудованных вспомогательных судов) и охоте за германскими рейдерами в Атлантике.

В Индийском океане «Фулмары» обеспечивали оборону Цейлона от японцев, причем действовали они не только в составе флотских эскадрилий, но и в составе 273-й АЭ Королевских ВВС, летавшей на таких самолетах в марте-августе 1942 г. Также «Фулмары» участвовали в установлении контроля над Мадагаскаром.

Последние боевые вылеты «Фулмаров» NF Mk.II были выполнены в феврале 1945 г. (813-я АЭ, эскортный авианосец «Кампания»).

Один «Фулмар», совершивший вынужденную посадку в Дакаре, некоторое время эксплуатировался ВВС Виши.

Как морской истребитель Второй мировой войны, «Фулмар» обладал относительно низкими скоростными данными и был быстро вытеснен с палуб авианосцев одноместными истребителями американского и британского производства. Даже далеко не лучшему из них — «Си Харрикейну» — «Фулмар» существенно проигрывал, поскольку при одинаковом двигателе он имел гораздо большие массо-габаритные характеристики (правда, цельнометаллическая конструкция «Фулмара» отличалась большей прочностью и устойчивостью к боевым повреждениям по сравнению с деревянным «Харрикейном»). Но при этом с сентября 1940 г. по сентябрь 1942 г. пилоты «Фулмаров» ценой потери 40 своих самолетов сбили 112 и повредили 66 вражеских (в общей сложности истребители авиации Королевского флота за годы Второй мировой войны записали на свой счет порядка 400 сбитых и около 130 поврежденных самолетов). То есть, на долю далеко не самого удачного и, фактически, устаревшего уже к моменту принятия на вооружение истребителя приходится боле четверти сбитых и половина поврежденных самолетов противника.

Схемы и чертежи Fairey Fulmar

Схемы и чертежи Фейри Фулмар

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image