Fairey «Seal»[1] являлся представителем весьма распространенного в 30-е гг. в авиации Королевского флота класса самолетов — одномоторных двух-трехместных многоцелевых бипланов, способных выполнять функции торпедоносцев, бомбардировщиков, разведчиков и действовать с береговых аэродромов и палуб авианосцев на колесном шасси, а после перестановки на поплавки — с воды и катапульт боевых кораблей.
Разрабатывался как очередная модификация самолета «Фэйри» IIIF и первоначально обозначался «Фэйри» IMF Mk.VI. Главные изменения состояли в установке более мощного двигателя, модификации вертикального оперения, усовершенствовании механизации крыла. Разработка велась параллельно с вариантом «Фэйри» «Гордон», представлявшим собой самолет взаимодействия с армией. От «Гордона» «Сил» отличался численностью экипажа (три, а не два человека) и наличием оборудования для морских операций.
Прототип «Фэйри» IIIF Mk.VI впервые поднялся в воздух 11 сентября 1930 г., а 29 сентября 1932 г. начались его испытания в поплавковом варианте. Серийное производство самолетов «Сил» осуществлялось с 1933 по 1935 г.
Всего было выпущено 90 серийных машин.
Основная модификация Fairey «Seal»
Фэйри «Сил» — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Армстронг Сиддли» «Пантер» ПА (535 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета (синхронный «Виккерс» и турельный «Льюис»). Масса бомбовой нагрузки—до 500 кг. Экипаж — 3 чел.
Лётно-технические характеристики Фэйри «Сил»
- Двигатель: Армстронг Сиддли «Пантер» НА
- мощность, л.с.: 535
- Размах крыла, м.: 13,94
- Длина самолета, м.: 10,26
- Высота самолета (на поплавковом шасси), м.: 3,89
- Площадь крыла, кв. м.: 41,2
- Масса, кг:
- пустого самолета (на колесном шасси): 1588
- взлетная (на колесном шасси): 2722
- взлетная (на поплавковом шасси): 2903
- Максимальная скорость, км/ч:
- с колесным шасси: 222
- с поплавковым шасси: 208
- Потолок, м.: 5180
- Дальность полета, км.: 965
Боевое использование гидросамолетов Фэйри Seal в годы Второй мировой войны
В авиации Королевского флота «Сил» применялся главным образом как палубный самолет. Машины на поплавковом шасси были сосредоточены в 702-м звене корабельных разведчиков. К 1938 г. они были вытеснены из боевых частей самолетами «Суордфиш» и переведены на решение вспомогательных задач. В составе 753-й учебной эскадрильи самолеты «Сил» прослужили до 1943 г.
Некоторое количество бипланов «Сил» передали Королевским ВВС. В частности, 12 таких самолетов использовались как буксировщики мишеней, а четыре машины на поплавковом шасси служили в составе 273-й эскадрильи на о. Цейлон. С сентября 1939 г. по апрель 1942 г. они привлекались для патрулирования прилегающих вод.
В 1935 г. четыре самолета «Сил» получила Латвия. Машины вошли в состав 8-й эскадрильи латвийских ВВС, предназначенной для взаимодействия с флотом, и эксплуатировались на поплавковом шасси. После присоединения Латвии к СССР гидропланы «Сил» вошли в состав советских ВВС, но практически не использовались и были уничтожены в первые же дни после нападения Германии на Советский Союз.
Шесть поплавковых самолетов «Сил» в 1933 г. поставили в Перу. Во время конфликта с Эквадором в 1941 г. эти машины непосредственного участия в боевых действиях не принимали, выполняя лишь патрульные полеты. Окончательно их сняли с вооружения в 1944 г.
В 1935 г. два самолета «Сил» приобрел Чили, а в 1935 г. одну машину — Аргентина (эксплуатировалась до 1941 г.).
Поплавковый самолет «Сил», так же как и его «одноклассники» и «сверстники» — Блэкберн «Рипон» и «Шарк», — к началу Второй мировой войны был устаревшим, а его участие в боевых действиях — довольно ограничено.
Схемы и чертежи гидросамолета Фэйри «Сил»
ПРИМЕЧАНИЯ- Seal — морской котик по-английски [↩]
Оставьте свой отзыв