Четырехмоторный самолет Centre NC.223 разрабатывался как потенциальная замена бомбардировщиков Фарман F.222 и унаследовал от предшественника общую схему высокоплана с двигателями, установленными под крылом в тандемных мотогондолах. Характерным внешним отличием от F.222 стало двухкилевое оперение.
Прототип F.223.1, после поглощения фирмы «Фарман» объединением SNCAC в марте 1937 г. переименованный в NC.223.1, был облетан в июне 1937 г. Машина имела 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Xirs (720 л.с.) и представляла собой не военный, а гражданский почтовый самолет. Его конструкция была положена в основу второго прототипа — бомбардировщика NC.223, отличавшегося мотоустановкой — на нем применили 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения HS 14АА (1000 л.с).
Машина впервые поднялась в воздух 18 января 1938 г., но неотработанные моторы отличались невысокой надежностью, и в середине года вместо них установили двигатели жидкостного охлаждения HS 12Y29 (920 л.с). Самолет стал прототипом для бомбардировочного варианта, строившегося с конца 1939 г. до марта 1940 г. (выпущено 8 самолетов). Кроме того, построили 3 гражданские машины.
Основные модификации самолета Farman Centre NC.223
- NC.223.3 — двигатели HS 12Y29 (920 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки (в верхней и нижней башнях), 1 7,5-мм пулемет в носовой установке. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 4200 кг. Экипаж — 5 чел. Изготовлено 8 машин.
- NC.223.4 — гражданские самолеты, в 1940 г. переоборудованные в бомбардировщики. Двигатели HS 12Y37 (1050 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,5-мм пулемет в дверной установке с правого борта. Масса бомбовой нагрузки — 2000 кг (8 250-кг бомб на подфюзеляжных узлах). Экипаж — 5 чел. Выпущено 3 самолета.
Летно-технические характеристики самолетов Farman NC.223.3
- Двигатели: Испано-Сюиза HS 12Y29
- мощность, л.с.: 920
- Размах крыла, м.: 33,59
- Длина самолета, м.: 22,0
- Высота самолета, м.: 5,08
- Площадь крыла, кв. м.: 134,3
- Масса, кг:
- пустого самолета: 10 553
- максимальная взлетная: 19 206
- Скорость максимальная, км/ч: 350
- Время набора высоты 4000 м, мин.: 10
- Потолок, м.: 8000
- Дальность полета с бомбовой нагрузкой 2000 кг, км.: 2400
Боевое использование в годы Второй мировой войны
Первые два бомбардировщика Фарман NC.223.3 передали группе GB 1/15 24 мая 1940 г. Они вместе с F.222 этой части участвовали в ночных налетах на Германию в первые недели июня. 15 июня, когда GB 1/15 получила приказ перелететь в Северную Африку, эта часть располагала четырьмя NC.223.3. Группа GB 11/15 приняла столько же NC.223.3. Но в боевых операциях они не участвовали, поскольку экипажи как раз переучивались на новую технику, когда и эту группу направили в Африку.
Гражданские самолеты Centre NC.223.4 после мобилизации вошли в состав морской авиации, где ими вооружили эскадрилью В5. В боевых действиях участвовал лишь один из них, имевший личное имя «Жюль Верн».
13 мая 1940 г. он бомбил мост в Маастрихте, затем совершил несколько налетов на другие цели в Германии, Бельгии и Нидерландах. В ночь на 8 июня этот самолет первым во Второй мировой войне бомбил Берлин.
После поражения Франции самолеты NC.223.4 вернули авиакомпании «Эр Франс», ей же передали и 4 NC.223.3, а оставшиеся машины этого типа служили в ВВС Виши в качестве транспортных.
Представляя собой дальнейшее эволюционное развитие схемы Фармана F.221/222, самолет NC.223 не смог обеспечить радикальный прирост летных характеристик. В то время, когда в США внедрялся в производство бомбардировщик Боинг B-17 «Летающая крепость», а в СССР — ТБ-7 (Пе-8), французский NC.223 выглядел совершеннейшим анахронизмом.
Оставьте свой отзыв