Семейство тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков фирмы Фарман разрабатывались ещё с середины 20-х гг. под руководством М. Рока. Типичное для фирмы «Фарман» подкосное высокорасположенное крыло со значительной хордой и толщиной сочеталось в них с угловатым фюзеляжем прямоугольного сечения. Силовая установка состояла из четырех двигателей, объединенных в тандемные пары, каждая из которых приводила в движение тянущий и толкающий винты. Двигатели устанавливались на концах пары коротких крыльев, выступавших из нижней части фюзеляжа.
Прототип F.220.01, оборудованный 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Lbr (600 л.с.) впервые поднялся в воздух 26 мая 1932 г. Военными он не был принят, но стал основой для машины F.221.01, отличающейся другим составом силовой установки, измененным хвостовым оперением и усовершенствованными стрелковыми башнями. Он вышел на испытания в мае 1933 г., а с 1935 г. такие самолеты строились небольшой серией. Сам же прототип F.221.01 был перестроен в вариант F.222.01 с убирающимся шасси вместо неубираемого.
В такой конфигурации самолет испытывался во второй половине 1935 г., а затем строился серийно.
Общий объем выпуска военных вариантов F.221/222 (включая прототип) составил 47 единиц.
Основные модификации Фарман F.221
- Farman F.221 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14Kdrs (800 л.с). Стрелковое вооружение — три 7,5-мм пулемета (по 1 в носовой и верхней башнях, а также нижней полуубирающейся установке). Масса бомбовой нагрузки — 2000 кг. Экипаж -5 человек. До апреля 1936 г. выпущено 10 самолетов.
- Farman F.222.1 — моторы GR 14Kirs (870 л.с). Установлено убирающееся шасси. Стрелковое вооружение аналогично F.221. Масса бомбовой нагрузки — 2500 кг (максимальная — 4200 кг). Изготовлено 11 машин.
- Farman F.222.2 — моторы GR 14N11/15 (950 л.с). Модифицирована носовая часть фюзеляжа. До 1938 г. выпущено 24 единицы.
Технические характеристики самолета Farman F.222.2BN5
- Двигатели: Гном-Рон GR 14N11/15
- мощность, л.с.: 950
- Размах крыла, м.: 36,0
- Длина самолета, м.: 21,46
- Высота самолета, м.: 5,19
- Площадь крыла, кв. м.: 188,7
- Масса, кг:
- пустого самолета: 10 400
- нормальная взлетная: 15 200
- максимальная взлетная: 18 705
- Скорость максимальная, км/ч: 321
- Время набора высоты 4000 м, мин.: 13,5
- Потолок, м.: 8000
- Дальность полета с бомбовой нагрузкой 2500 кг, км.: 2000
Боевое использование самолётов Фарман Ф-221
К началу Второй мировой войны самолеты F.221 были выведены в резерв или в колонии — на них летала эскадрилья ЕВ 2/41 в Индокитае. Более современные F.222 состояли на вооружении двух групп 15-й бомбардировочной эскадры, а 5 самолетов этого типа с июля 1939 г. служили в Сенегале, в составе смешанной авиагруппы GAA 43. Эти самолеты с начала войны патрулировали побережье Западной Африки в поисках надводных кораблей и подводных лодок противника. В ноябре 1939 г. три Farman F.222 передали морской авиации. Они были оборудованы дополнительными топливными баками, занимающими 2 из 4-х секций бомбоотсека. Самолеты вошли в состав эскадрильи 10Е и с середины января 1940 г. базировались в Марокко, осуществляя патрульные полеты в Атлантике.
Самолеты 15-й эскадры начали боевую работу в ночь на 22 декабря 1939 г., но бомб они не сбрасывали — летая над городами Германии и оккупированной Чехии, разбрасывали листовки и вели разведку. Лишь 14 мая 1940 г. начались ночные бомбардировочные налеты на цели в Рейнской области, Вюртемберге и Баварии. До 15 июня, когда был получен приказ о перебазировании в Северную Африку, самолеты GB 1/15 и GB 11/15 сбросили на противника около 135 т бомб. Боевых потерь не было, лишь один самолет разбился при неудачной посадке в ночь на 1 июня. В качестве бомбардировщика использовался и один из флотских Фарманов F.222 — с 14 по 22 июня 1940 г. он совершил несколько ночных налетов на объекты в Италии.
После поражения Франции группа GB 11/15 была расформирована, a GB 1/15 — реорганизована в транспортную. Остававшиеся в Индокитае самолеты F.221 эскадрильи ЕВ 2/41 в январе 1941 г. в ходе конфликта с Таиландом совершили несколько боевых вылетов на аэродромы противника, но к концу года были списаны. Фарманы F.222 выполняли транспортные задачи в Сирии и Северной Африке, а после высадки союзников в Марокко 4 машины вошли в состав ВВС Свободной Франции и эксплуатировались до конца 1943 г.
Самолеты Farman F.221/222 принадлежали к тому же поколению тяжелых бомбардировщиков, что и советские ТБ-3. И так же, как ТБ-3, их французские «одноклассники» к началу Второй мировой войны безнадежно устарели.
Оставьте свой отзыв