Приход нацистов к власти сопровождался возрождением великодержавных атрибутов Германии, одним из которых должен был стать мощный океанский флот. В качестве его непременного компонента рассматривались авианосцы, а для них требовались соответствующие самолеты. Работы по их созданию велись довольно интенсивно, хотя из-за отказа в конечном итоге от достройки авианосца «Граф Цеппелин» такие машины остались в опытных образцах или же строились малыми сериями. Одним из них был многоцелевой палубный самолет (торпедоносец, бомбардировщик, разведчик) Фи-167, требования на разработку которого Технический департамент рейхсминистерства авиации сформулировал в начале 1937 г. Изделие «Физелера», спроектированное под руководством Р. Мевеса, обошло в конкурентной борьбе самолет «Арадо» Аг 195.
Fi-167 представлял собой одномоторный двухместный биплан цельнометаллической конструкции. Исходя из требований базирования на авианосце, самолет получил складывающуюся бипланную коробку, а основные стойки выполнили отстреливаемыми — во избежание капотирования при вынужденной посадке на воду. Крыло было снабжено развитой механизацией, обеспечившей отличные взлетно-посадочные характеристики — с полным газом и взятой на себя ручкой самолет мог садиться почти вертикально. Испытания двух прототипов, проведенные летом 1938 г., показали полное соответствие машины предъявляемым требованиям, а по некоторым показателям — даже превышение их (например, по боевой нагрузке — вдвое). Однако из-за приостановки работ по авианосцу все ограничилось постройкой предсерийной партии из 12 самолетов, принятых люфтваффе в середине 1940 г.
Основная модификация
Fi 167А-0 — двигатель DB 601В (1100 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,92-мм пулемета (синхронный MG 17 и MG 15 на верхней установке). Масса бомбовой нагрузки — 500 кг (1 500-кг или 1 250-кг и 4 50-кг бомбы); в перегруз возможна подвеска 1 765-кг торпеды или 1 1000-кг бомбы. Экипаж — 2 человек.
Боевое использование бипланов Физелер Фи-167
Предсерийные самолеты Fi-167А-0 поступили на вооружение «испытательного отряда 167» (Erprobungs-staffel 167). Когда постройку «Графа Цеппелина» приостановили, отряд, располагавший 9 самолетами, передислоцировали в Голландию. До 1943 г. Fi 167А-0 патрулировали побережье. Затем самолеты передали ВВС Хорватии. На Балканах Fi 167А-0 с сентября 1944 г. вплоть до конца войны использовались, главным образом, для снабжения осажденных хорватских гарнизонов — здесь как нельзя кстати пришлись отличные взлетно-посадочные качества самолетов.
10 октября 1944 г. один из хорватских «физелеров» был атакован и сбит пятеркой британских «Мустангов», сумев при этом сбить и одного из нападавших. Этот эпизод, вероятно, является последней в истории воздушной победой, одержанной на самолете-биплане.
Летно-технические характеристики самолетов Fieseler Fi 167
- Двигатель: DB601B
- мощность, л.с. 1100
- Размах крыла (в сложенном положении), м 13,50 (5,90)
- Длина самолета, м 11,40
- Высота самолета, м 4,80
- Площадь крыла, кв. м 45,50
- Масса, кг:
- пустого самолета 2820
- нормальная взлетная 4550
- максимальная взлетная 4890
- Скорость на высоте 3500 м, км/ч:
- максимальная 346
- крейсерская 270
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м 1,3
- 3000 м 5,0
- Потолок, м 8100
- Дальность полета, км:
- нормальная 1300
- максимальная 1520
Оставьте свой отзыв