В 1930 г. ВМС Франции заказали легкий корабельный гидросамолет, предназначенный для эксплуатации главным образом в колониях — с борта колониальных авизо. Соответствующий проект разработала фирма «Гурду-Лезер», взяв за основу конструкцию своего поплавкового гидроплана GL.810Hy, но уменьшив размеры, сократив экипаж с трех до двух человек и установив менее мощный мотор. Первый прототип GL.830 комплектовался 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 9Qdr (350 л.с).
Военные сочли такую установку излишне мошной и на втором прототипе GL.831 установили двигатель HS 9Qa (250 л.с). Эта машина впервые поднялась в воздух 23 декабря 1931 г. и получила соответствующую защитную окраску (аэрография на мотоциклах, к примеру, в те времена выглядела гораздо скромнее).
По результатам испытаний ВМС заказали 22 серийные машины с ещё менее мощной силовой установкой, получивших обозначение GL.832Hy. Поставки этой партии были осуществлены в период с декабря 1934 г. по февраль 1936 г. Новых заказов не последовало.
Основная модификация
GL.832Hy — двигатель HS 9Qb (230 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,7-мм пулемет «Льюис». Бомбовое вооружение отсутствует. Экипаж — 2 чел.
Летно-технические характеристики гидросамолета Гурду-Лезер GL.832
- Двигатель: Испано-Сюиза HS 9Qb
- мощность, л.с.: 230
- Размах крыла, м.: 13,00
- Длина самолета, м.: 8,73
- Высота самолета, м.: 2,78
- Площадь крыла, кв. м.: 30,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1108
- нормальная взлетная: 1698
- максимальная взлетная: 1750
- Максимальная скорость, км/ч: 196
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м.: 5,7
- 3000 м.: 17,5
- Потолок, м.: 4800
- Дальность полета, км.: 560
Боевое использование Gourdou-Lesseure GL.832Hy
В соответствии со своим предназначением самолеты GL.832Hy направлялись главным образом для службы в колониях. Основным районом их применения стал Индокитай, где помимо колониальных авизо (эти корабли не оборудовались катапультами, и гидросамолеты с них опускались на воду посредством крана) GL.832Hy получили крейсера Дальневосточного флота. В разное время такие гидропланы служили на крейсерах «Эмиль Бертэн», «Ламотт-Пике», «Примоге», «Дюге-Труэн».
По состоянию на начало сентября 1939 г. Дальневосточный флот имел 5 GL.832Hy — два на крейсере «Примоге», два на колониальных авизо и один на береговой базе в Сайгоне. Ещё 5 Гурду-Лезер GL.832Hy было приписано к крейсеру «Эмиль Бертэн» и двум другим авизо. Единичные экземпляры таких гидропланов находились на береговых базах в Ливане и Вест-Индии. К середине августа 1940 г. в морской авиации Виши сохранялось ещё 8 самолетов GL.832Hy. Последние из них списали к концу года.
Gourdou-Lesseure GL.832Hy представлял собой специфический «колониальный» самолет с низкими (даже сознательно заниженными по требованию заказчика) летными характеристиками. Единственным его достоинством стали относительно небольшие размеры, благодаря чему GL.832Hy мог базироваться на малых кораблях. Эта машина не нашла широкого распространения и в боевых действиях практически не применялась.
Оставьте свой отзыв