Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Грумман J4F «Widgeon»

Двухмоторная летающая лодка - амфибия Грумман J4F "Widgeon" ВВС США

Двухмоторная летающая лодка - амфибия Грумман J4F "Widgeon" ВВС США

Коммерческий успех амфибии G-21 «Goose» подтолкнул руководство фирмы «Грумман» к созданию более легкого самолета аналогичного назначения, рассчитанного на перевозку 4—5 человек. Машина, получившая фирменный индекс G-44 и название «Уиджен», представляла собой уменьшенный вариант «Гуся». Как и предшественник, она была двухмоторной, но вместо звездообразных двигателей получила менее мощные рядные моторы воздушного охлаждения «Рэнджер» L-440-5 (200 л.с).

Прототип впервые поднялся в воздух 28 июня 1940 г., а в апреле 1941 г. гидросамолет получил сертификат летной годности. До момента вступления США в войну фирма успела поставить 41 «Уиджен» частным потребителям и ВВС Португалии, а после декабря 1941 г. главными потребителями стали ВМС и Береговая охрана США.

В общей сложности было изготовлено 257 «Уидженов» — 217 в США и 40 в послевоенное время во Франции.

Основные модификации Grumman J4F «Widgeon»

  • J4F-1— вариант для авиации Береговой охраны. Двигатели — L-440-5 (200 л.с). Стрелковое вооружение отсутствует. Под правой консолью возможна подвеска 90-кг глубинной бомбы (или сбрасываемого спасательного контейнера — чуть поменьше таких
    http://www.poloma.ru/). Экипаж — 3 чел. (при подвеске бомбы — 2 чел). В верхней задней части кабины имеется люк, делающий возможным погрузку раненого на носилках. Поставлено 25 самолетов — 8 в 1941 г. и 17 в 1942 г.
  • J4F-2 — вариант для авиации ВМС, подобный J4F-1. Экипаж — 2 чел., вместимость — 3 пассажира. В 1942—1945 гг. выпущено 135 самолетов. 15 единиц, переданных Великобритании, обозначались «Gosling» Mk.I (впоследствии — «Уиджен» Mk.I).
  • ОА-14 — вариант для ВВС Армии США, аналогичный J4F-2. В 1942 г. поставлено 16 машин.
  • SNCAN 30 — гражданский самолет, выпускавшийся после войны во Франции. В 1949-1952 гг. изготовлено 40 единиц.

Фото летающей лодки Грумман "Widgeon" Береговой охраны ВВС США

Фото летающей лодки Грумман «Widgeon» ВВС Береговой охраны США.

Лётно-технические характеристики Грумман J4F-2

  • Двигатели: Рэнджер L-440-5
  • мощность, л.с.: 200
  • Размах крыла, м.: 12,20
  • Длина самолета, м.: 9,47
  • Высота самолета, м.: 3,82
  • Площадь крыла, кв. м.: 22,8
  • Масса самолета, кг:
  • Пустого: 1470
  • Взлетная: 2050
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 246
  • Крейсерская: 220
  • Скороподъемность, м/с: 4,4
  • Потолок, м.: 4450
  • Дальность полета, км.: 1480

Боевое использование в годы войны

Амфибия Грумман на берегу у ангаров

Амфибия Грумман на берегу у ангаров

Самолеты Grumman J4F-1 в годы Второй мировой войны выполняли стандартный для машин авиации Береговой охраны спектр задач, прежде всего патрулирование прибрежных акваторий и поисково-спасательные операции. 1 августа 1942 г. экипаж одной из этих машин в составе пилота Г.С. Уайта и радиста Дж.Г. Боггса обнаружил у дельты р. Миссисипи немецкую субмарину, находившуюся в надводном положении. Пилот, зайдя с пикирования, сбросил единственную бомбу с высоты около 80 м — и добился прямого попадания. U-166 долгое время считалась единственной подлодкой, потопленной самолетом Береговой охраны — но обследование её останков, покоившихся на дне, показало, что причиной гибели этой субмарины была все-таки атака надводного корабля.

В авиации ВМС амфибии Гурмман J4F-2 применялись как связные и учебные. Также в роли связных служили машины ОА-14 в ВВС Армии США. В 1946-1948 гг. все «Уиджены», все ещё остававшиеся в строю, были сняты с эксплуатации и в большинстве проданы частным лицам.

15 британских «Уидженов» в 1943—1945 г. применялись в Вест-Индии в качестве связных.

Португалия получила 10 G-44, служивших до начала 50-х гг. для связи и подготовки пилотов.

Бразилия с 1943 г. получила 14 J4F-2, служивших как связные и прибрежные патрульные.

Пять самолетов G-44A в 1951 г. купили ВВС Таиланда. Они служили до 1956 г.

Созданный на основе удачного «Гуся», Грумман «Уиджен» получил несколько меньшее распространение — военных ВВС США не особо устраивала его меньшая по сравнению с Grumman «Goose» грузоподъемность и худшие летные данные.

Схемы и чертежи самолета-амфибии Grumman J4F Widgeon

Чертежи самолета-амфибии Grumman J4F Widgeon

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image