Коммерческий успех амфибии G-21 «Goose» подтолкнул руководство фирмы «Грумман» к созданию более легкого самолета аналогичного назначения, рассчитанного на перевозку 4—5 человек. Машина, получившая фирменный индекс G-44 и название «Уиджен», представляла собой уменьшенный вариант «Гуся». Как и предшественник, она была двухмоторной, но вместо звездообразных двигателей получила менее мощные рядные моторы воздушного охлаждения «Рэнджер» L-440-5 (200 л.с).
Прототип впервые поднялся в воздух 28 июня 1940 г., а в апреле 1941 г. гидросамолет получил сертификат летной годности. До момента вступления США в войну фирма успела поставить 41 «Уиджен» частным потребителям и ВВС Португалии, а после декабря 1941 г. главными потребителями стали ВМС и Береговая охрана США.
В общей сложности было изготовлено 257 «Уидженов» — 217 в США и 40 в послевоенное время во Франции.
Основные модификации Grumman J4F «Widgeon»
- J4F-1— вариант для авиации Береговой охраны. Двигатели — L-440-5 (200 л.с). Стрелковое вооружение отсутствует. Под правой консолью возможна подвеска 90-кг глубинной бомбы (или сбрасываемого спасательного контейнера — чуть поменьше таких
http://www.poloma.ru/). Экипаж — 3 чел. (при подвеске бомбы — 2 чел). В верхней задней части кабины имеется люк, делающий возможным погрузку раненого на носилках. Поставлено 25 самолетов — 8 в 1941 г. и 17 в 1942 г.
- J4F-2 — вариант для авиации ВМС, подобный J4F-1. Экипаж — 2 чел., вместимость — 3 пассажира. В 1942—1945 гг. выпущено 135 самолетов. 15 единиц, переданных Великобритании, обозначались «Gosling» Mk.I (впоследствии — «Уиджен» Mk.I).
- ОА-14 — вариант для ВВС Армии США, аналогичный J4F-2. В 1942 г. поставлено 16 машин.
- SNCAN 30 — гражданский самолет, выпускавшийся после войны во Франции. В 1949-1952 гг. изготовлено 40 единиц.
Фото летающей лодки Грумман «Widgeon» ВВС Береговой охраны США.
Лётно-технические характеристики Грумман J4F-2
- Двигатели: Рэнджер L-440-5
- мощность, л.с.: 200
- Размах крыла, м.: 12,20
- Длина самолета, м.: 9,47
- Высота самолета, м.: 3,82
- Площадь крыла, кв. м.: 22,8
- Масса самолета, кг:
- Пустого: 1470
- Взлетная: 2050
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 246
- Крейсерская: 220
- Скороподъемность, м/с: 4,4
- Потолок, м.: 4450
- Дальность полета, км.: 1480
Боевое использование в годы войны
Самолеты Grumman J4F-1 в годы Второй мировой войны выполняли стандартный для машин авиации Береговой охраны спектр задач, прежде всего патрулирование прибрежных акваторий и поисково-спасательные операции. 1 августа 1942 г. экипаж одной из этих машин в составе пилота Г.С. Уайта и радиста Дж.Г. Боггса обнаружил у дельты р. Миссисипи немецкую субмарину, находившуюся в надводном положении. Пилот, зайдя с пикирования, сбросил единственную бомбу с высоты около 80 м — и добился прямого попадания. U-166 долгое время считалась единственной подлодкой, потопленной самолетом Береговой охраны — но обследование её останков, покоившихся на дне, показало, что причиной гибели этой субмарины была все-таки атака надводного корабля.
В авиации ВМС амфибии Гурмман J4F-2 применялись как связные и учебные. Также в роли связных служили машины ОА-14 в ВВС Армии США. В 1946-1948 гг. все «Уиджены», все ещё остававшиеся в строю, были сняты с эксплуатации и в большинстве проданы частным лицам.
15 британских «Уидженов» в 1943—1945 г. применялись в Вест-Индии в качестве связных.
Португалия получила 10 G-44, служивших до начала 50-х гг. для связи и подготовки пилотов.
Бразилия с 1943 г. получила 14 J4F-2, служивших как связные и прибрежные патрульные.
Пять самолетов G-44A в 1951 г. купили ВВС Таиланда. Они служили до 1956 г.
Созданный на основе удачного «Гуся», Грумман «Уиджен» получил несколько меньшее распространение — военных ВВС США не особо устраивала его меньшая по сравнению с Grumman «Goose» грузоподъемность и худшие летные данные.
Оставьте свой отзыв