Фирма «Гурду-Лезер» из пригорода Парижа Парк-Сен-Мор в течение 1926—1935 гг. создала целую линейку очень похожих между собой и мало отличающихся по летно-тактическим характеристикам одномоторных поплавковых монопланов с низкорасположенным крылом и двигателем воздушного охлаждения. «Родоначальником» этой линейки стал опытный двухместный L.2-01, вышедший на испытания летом 1926 г.
Машина сразу проектировалась с расчетом на катапультный старт, поэтому конструкторы отказались от деревянной конструкции фюзеляжа в пользу металлической (каркас из стальных труб и дюралевых профилей, дюралевая обшивка). Набор крыла довольно толстого профиля и хвостового оперения выполнили деревянным, а их обшивку — частично фанерной, частично полотняной. Два однореданных поплавка также имели деревянную конструкцию. К крылу и фюзеляжу поплавки крепились при помощи целой системы мощных подкосов, а между ними находился зацеп для катапульты, прозванный из-за характерной формы «клюшкой». Двигатель — 9-цилиндровый «Юпитер» фирмы «Гном-Рон» мощностью 380 л.с.
Испытания L.2-01 прошли вполне успешно. Единственное серьезное замечание военных моряков относилось к составу экипажа — они потребовали сделать самолет трехместным, разделив функции бортстрелка и наблюдателя. Было заказано шесть предсерийных самолетов под обозначением L.3 — они комплектовались моторами GR-9Ady (420 л.с), а в конструкции крыла деревянные лонжероны заменили дюралевыми. L.3 прошли береговые испытания (в т.ч. с катапульты), а затем — и корабельные на крейсерах «Дюкень» и «Турвиль». По их итогам был сделан вывод о целесообразности принятия гидросамолета на вооружение, и в 1929 г. заказана первая серийная партия из 24 самолетов.
Общий объем производства, осуществлявшегося в 1931 — 1934 гг., составил 93 машины (включая прототип и предсерийные самолеты).
Основные модификации Гурду-Лезер GL.810
- GL.810Hy — двигатель GR 9Ady (420 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (1 синхронный «Виккерс» и 2 «Льюиса» на турели). В перегруз возможна подвеска под фюзеляжем 150 кг бомб (2 75-кг бомбы). Экипаж — 3 чел. Выпущен 61 экземпляр.
- GL.811Hy — вариант со складывающимся крылом, характерной чертой которого стала несимметричность размещения узлов крепления крыла к фюзеляжу — для правой консоли они были сдвинуты на 100 мм назад по отношению к левой. Силовая установка, вооружение и состав экипажа соответствуют GL.810Hy. Изготовлено 10 самолетов.
- GL.812Hy — гидросамолет берегового базирования с нескладывающимся крылом и без зацепа для старта с катапульты. Доработано крыло (обшивка частично дюралевая, увеличен размах элеронов) и хвостовое оперение, более удобной сделана кабина экипажа. Выпущено 15 машин, в т.ч. один в «тропикализированном» варианте (обозначался GL.813Hy).
Летно-технические характеристики гидросамолетов Гурду-Лезер
- Двигатель: Гном-Рон GR 9Ady
- мощность, л.с.: 420
- Размах крыла, м.: 16,00
- Длина самолета, м.: 10,50
- Высота самолета, м.: 4,25
- Площадь крыла, кв. м.: 43,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1675
- взлетная: 2470
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 180
- Крейсерская: 160
- Время набора высоты 3000 м., мин .:16
- Потолок, м.: 5500
- Дальность полета, км.: 560
Боевое использование в годы Второй мировой войны
Поставки гидропланов GL.810Hy в морскую авиацию начались в 1931 г. В первую очередь ими вооружили эскадрилью 7S2, приписанную к гидроавиатранспорту «Коммандан Тест». Впоследствии по одному такому самолету получили легкие крейсера типа «Ла Галисонье», а по 2—3 — линкоры «Дюнкерк» и «Страсбург».
Уже к середине 30-х гг. летные качества GL.810/811/812Ну считались недостаточными, и такие гидропланы начали переводить на вспомогательные задачи. В частности, с 1935 г. шесть GL.810Hy переделали в радиоуправляемые самолеты-мишени, а начиная с 1937 г. несколько самолетов переоборудовали в буксировщики мишеней.
К началу Второй мировой войны самолеты семейства Gourdou-Leseure GL.810Hy были полностью вытеснены с кораблей и служили только во вспомогательных береговых эскадрильях. В частности, их эксплуатировали (совместно с гидросамолетами других типов) эскадрильи 1S2 в Шербуре, 2S1 и 2S4 в Ланвеоке, 3S1 в Иере (имела 8 GL.810Hy), 3S3 в Берре (6 GL.810Hy), учебные 3S5 в Иере и 3S6 в Сен-Мандрие (последняя располагала тремя GL.810Hy). Наконец, гидропланы «Гурду-Лезер» служили и в эскадрилье 8S2 на Мартинике.
В ходе боевых действий самолеты GL.810/811/812Ну привлекались для прибрежного патрулирования и поисково-спасательных операций. Постепенно они списывались по износу, но по состоянию на 10 мая 1940 г. эскадрилья 1S2 имела ещё 6 самолетов этого семейства, a 3S3 — 9. Последней их операцией стало участие в эвакуации из Лорьяна. В конце июня 1940 г. большинство остававшихся в строю GL.810/811/812Ну было захвачено немцами в Уртэне, но новые хозяева применения устаревшим гидропланам не нашли.
На Мартинике три «Гурду-Лезер» (в т.ч. единственный GL.813Hy) служили гораздо дольше. В составе эскадрильи 8S2, сменившей обозначение после перехода этой колонии на сторону голлистов на 17S, они эксплуатировались до лета 1943 г.
Гидросамолеты семейства GL.810/811 /812Ну к началу Второй мировой войны годились, скорее, на роль музейных экспонатов, а не боевых машин. Тем не менее они нашли некоторое применение в строевых частях.
Оставьте свой отзыв