После испытаний прототипа корабельного разведчика ИМАМ Ro-43, показавшего неплохие маневренные и скоростные характеристики, главный конструктор фирмы IMAM Дж. Галассо задался целью сделать на его базе гидросамолет-истребитель. Работы велись в инициативном порядке, при отсутствии официальных тактико-технических требований. Переделка заключалась прежде всего в изменении фюзеляжа — была ликвидирована кабина наблюдателя, поскольку самолет стал одноместным. Также изменили хвостовое оперение и установили «истребительное» вооружение — пару 12,7-мм синхронных пулеметов. Конструкцию крыла заимствовали у разведчика, сохранив возможность его складывания. Радиостанция не предусматривалась. В конструктивном отношении Ro-44 был бипланом смешанной конструкции. Поплавки — центральный подфюзеляжный и два подкрыльевых — деревянные.
Прототип истребителя, получившего обозначение Ro-44, вышел на испытания в октябре 1936 г. Результаты оказались не слишком обнадеживающими — максимальная скорость составила всего 316 км/ч, на 32 км/ч меньше, чем у «Фиат» CR.32 — основного колесного истребителя «Реджиа Аэронаутика». Но маневренные характеристики были оценены военными пилотами весьма высоко. Существенно большей была и дальность полета — непременное требование для самолетов морской авиации.
В итоге фирма IMAM получила заказ на производство 51 Ro-44, вскоре урезанный до 35 машин. Поставки их начались в феврале 1937 г.
Основная модификация гидроплана Ro-44
IMAM Ro-44 — 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Пьяджо» P.XR (700 л.с). Стрелковое вооружение — 2 12,7-мм синхронных пулемета «Бреда-САФАТ»; бомбовое вооружение не предусматривалось. Экипаж — 1 человек.
Летно-технические характеристики самолетов ИМАМ Ро-44
- Двигатель: Пьяджо P.XR
- мощность, л.с.: 700
- Размах крыла, м.: 11,57
- Длина самолета, м.: 9,71
- Высота самолета: 3,55
- Площадь крыла, кв. м.: 33,36
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1770
- взлетная: 2220
- Максимальная скорость, км/ч (на высоте 2000 м.): 316
- Время набора высоты 4000 м., мин.: 8’40″
- Практический потолок, м.: 6900
- Дальность полета, км.: 1200
Боевое использование IMAM Ro-44
Серийные Ro-44 поступали на вооружение 88-й группы морских истребителей. К 1 января 1938 г. она располагала полутора десятками Ro-44 — четыре числились в 162-й эскадрильи, пять — в 164-й и шесть — в 166-й. В сентябре 1938 г. началась замена новыми гидроистребителями устаревших «Фиатов» CR.20Idro в 161-й отдельной эскадрилье на о. Лерос. К концу года эскадрилья имела уже восемь Ro-44 и один Ro-43DC.
88-я группа так и не «дожила» до вступления Италии во Вторую мировую войну — её расформировали 1 марта 1940 г. 162-ю и 164-ю эскадрильи перевооружили колесными истребителями-бипланами «Фиат» CR.42 «Фалько». 166-я же была передана в состав Школы гидроавиации в Поле, пока не была окончательно расформирована летом 1940 г.
Первой боевой задачей, поставленной перед 161-й эскадрильей, была ПВО Лероса. Дежурство осуществлялось звеньями из трех машин. Впервые на перехват вражеских самолетов Ro-44 поднялись 16 июня, но в этом, как и в последующих вылетах, успеха достичь не удалось. Тихоходные гидропланы оказались попросту не в состоянии догнать британские бомбардировщики типов «Веллингтон» и «Бленхейм». Бесплодные попытки перехвата вели к потерям, причем отнюдь не от вражеских самолетов — стрелки британских бомбардировщиков часто попросту игнорировали безвредные бипланы. Этого нельзя сказать о собственных зенитках: 21 ноября 1941 г. паре Ro-44 едва удалось уцелеть, попав под их заградительный огонь. А месяцем ранее, 23 октября, ИМАМ Ro-44 с номером ММ3717 при заходе на посадку после вылета на перехват был перевернут сильным порывом ветра и затонул.
Чуть более успешным оказалось применение IMAM Ro-44 в качестве штурмовиков. 23 ноября 1941 г. три таких самолета ВВС Италии совместно с одной летающей лодкой «Кант» Z.501 «Gabbiano» из 147-й эскадрильи атаковали мелкие греческие суда в бухте Тигами на о. Самос, добившись нескольких попаданий. Хотя конструкцией Ro-44 не была предусмотрена установка бомбодержателей, персонал 161-й эскадрильи оборудовал свои самолеты кустарной конструкции подвесками для 50-кг бомб. Значительно активизировались штурмовые налеты весной 1941 г. Например, 17 марта четыре гидроплана штурмовали суда в бухте Наксос, а 20-23 апреля пара Ro-44 ежедневно вылетала для действий против судоходства между Милосом и Санторино. Привлекались гидроистребители и для разведывательных полетов в преддверии высадки на Крит. 8 мая одиночный Ro-44 атаковал объекты на острове Самос — это стало последней наступательной операцией с участием самолетов такого типа. Ещё около двух месяцев морские истребители несли дежурство в системе ПВО — впрочем, как ранее, без каких-либо успехов. 1 июля 1941 г. 161-ю эскадрилью расформировали. К тому времени в её составе было четыре Ro-44 (из них три исправных) и один Ro-43DC. Интересно, что за год войны эскадрилья не понесла боевых потерь — вся убыль приходилась на летные происшествия либо списание по износу.
В самой Италии Ro-44 прослужили дольше — по состоянию на 8 сентября 1943 г. в подчинении 2-й и 3-й эскадр флота находилось ещё шесть гидропланов этого типа. Один из Ro-44 оказался на Балеарских островах, но сведения о его дальнейшем применении испанцами отсутствуют.
ИМАМ Ro-44 стал единственным гидросамолетом-истребителем, участвовавшим в боевых действиях Второй мировой войны в Европе. Он представлял собой самолет прежнего поколения, не способный тягаться не только с современными истребителями, но даже и с бомбардировщиками. Все участие Ro-44 в войне свелось к нескольким боевым эпизодам на отдаленном второстепенном театре военных действий.
Оставьте свой отзыв