Четырехмоторный дальний морской разведчик Junkers Ju-290 представлял собой дальнейшее развитие транспортного самолета Ju-90 (который, в свою очередь, был создан на базе не пошедшего в серию тяжелого бомбардировщика Ju 89). От предшественника отличался, прежде всего, увеличенными размерами и более мощной силовой установкой.
Некоторые решения для Ju-290 отрабатывались на прототипах Ju-90V7 и V8, а 16 июля 1942 г. впервые поднялся в воздух опытный образец Ju-290V1 с моторами BMW 801А и подфюзеляжной грузовой рампой с гидроприводом — т.н. «трапоклаппе». В октябре того же года начался выпуск серийных машин.
Производство Ju-290 велось небольшими партиями до конца 1944 г. В общей сложности изготовлено 52 самолета (некоторые источники называют цифру в 65 единиц).
Основные модификации Юнкерс Ju-290
- Ju-290А-1 — невооруженный транспортный вариант. Двигатели BMW 801L (1560 л.с). Построено 8 единиц, из них три переоборудованы в разведчики Ju-290А-2. Такие самолеты получили РЛС FuG 200 и верхнюю башню с 1 20-мм пушкой MG 151/20.
- Ju-290А-3 — разведывательный вариант. Двигатели BMW 801D (1700 л.с). Стрелковое вооружение: 4 20-мм пушки MG-151/20 (по 1 в двух верхних башнях с гидроприводом, носовой частью подфюзеляжной гондолы и хвостовой фюзеляжной установке), 3 13,2-мм пулемета MG-131 (по 1 в хвостовой части подфюзеляжной гондолы и боковых окнах). Экипаж — 7 чел. Изготовлено 5 самолетов.
- Ju-290А-4 — двигатели BMW 801D. Вооружение соответствует Ju-290А-3. «Трапоклаппе» отсутствует. Введена бронезащита кабины пилотов. Построено 5 машин.
- Ju-290А-5 — двигатели BMW 801G (1700 л.с), введено протектирование топливных баков. Пулеметы в оконных установках заменены пушками MG 151/20. Экипаж — 9 чел. Выпущено 11 единиц.
- Ju-290А-6 — одна машина, выполненная в 50-местном пассажирском варианте.
- Ju-290А-7 — вооружение усилено за счет установки дополнительной пушки MG 151/20 в носовой части фюзеляжа. Под крылом и фюзеляжем установлено 3 держателя для подвески противокорабельных управляемых ракет Hs-293 или управляемых авиабомб FX 1400 (возможна также подвеска обычных авиабомб калибром до 1000 кг). С лета 1944 г. построено 19 (по другим данным, 13) самолетов.
- Ju-290А-9 — разведчик с увеличенной дальностью и сокращенным вооружением (3 20-мм пушки MG 151/20 в носовой, хвостовой установках и верхней башне). Весной 1944 г. построено 3 машины.
- L-290 «Орел» — 1 экземпляр, достроенный в 1948 г. в Чехословакии в 48-местном пассажирском варианте.
Летно-технические характеристики самолета Ju-290А-5
- Двигатели: тип BMW 801G
- мощность, л.с.: 1700
- Размах крыла, м.: 42,0
- Длина самолета, м.: 28,64
- Высота самолета, м.: 6,83
- Площадь крыла, кв. м.: 203
- Масса, кг.:
- пустого самолета: 33 000
- максимальная взлетная: 45 000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 440
- Крейсерская: 350
- Скороподъемность, м/с.: 3
- Дальность полета, км.: 6150
- Потолок, м.: 6000
Боевое применение Юнкерс Ю-290
Прототип и первые серийные Ju-290А-1 на рубеже 1942-1943 гг. были в спешном порядке направлены под Сталинград для снабжения окруженной армии Па-улюса. В январе 1943 г. два Ju-290А-1 вошли в состав тяжелого транспортного отряда LTS 290, с марта действовавшего на Средиземноморском ТВД. Уже к концу апреля обе эти машины были потеряны.
Для боевого применения Ju-290А в качестве морских, разведчиков сформировали группу FAGr. 5, дислоцировавшуюся в Мон-де-Марсане (Франция). В конце лета 1943 г. её отряд 1./FAGr. 5 получил первые машины модификации Ju-290А-2. Последующие поставки позволили в ноябре 1943 г. сформировать в составе группы и второй отряд. Ju-290А из этой группы использовались для обнаружения морских конвоев союзников на дальних подступах к Британским островам и наводки на эти конвои подлодок. В августе 1944 г. вследствие высадки союзников во Франции группу передислоцировали в Германию.
Практически до последних дней войны самолеты Ju-290А использовались в группе специального назначения I/KG 200, выполняя секретные операции. В частности, в ходе одной из таких операций, самолет Юнкерс Ju-290А вылетев 27 ноября 1944 г. из Вены, высадил пятерых арабских агентов-парашютистов южнее Мосула (Ирак). Еще одна машина — Ju-290А-6 — в конце апреля 1945 г. перелетела в Барселону. Этот экземпляр в 1950 г. был выкуплен испанским правительством и до 1956 г. эксплуатировался ВВС страны. Ещё один Ju-290А-4 стал американским трофеем и испытывался после войны в США (эта машина, помимо бортового номера, получила в США название «Аллес Капут»!). Чехословацкий L-290 непродолжительное время использовался в качестве пассажирского.
Самолет Junkers Ju-290А относился к достаточно редкому в люфтваффе подклассу дальних четырехмоторных разведчиков Второй мировой войны. Несмотря на свою немногочисленность, они играли важную роль в обеспечении деятельности подлодок на океанских коммуникациях. Однако появление в составе охранения конвоев эскортных авианосцев существенно затрудняло действия дальних разведчиков и вело к потерям среди них.
Оставьте свой отзыв