Серийное производство летающей лодки Н6К ещё только начиналось, а в Управлении авиации Императорского флота уже задумывались об его замене. Появление у потенциальных противников новых четырехмоторных гидросамолетов — британского «Шорт» «Сандерленд» и американского «Сикорский» XPBS-1 (правда, последний так в серию и не попал) — поставило новую, более высокую планку летных характеристик для самолетов этого класса. Поэтому летом 1938 г. была подготовлена спецификация 13-Си, требовавшая создание тяжелой летающей лодки, превосходящей по своим параметрам лучшие зарубежные образцы. Основные параметры техзадания были следующими: взлетная масса — не свыше 25 т; максимальная скорость при нормальной взлетной массе (включая нормальную боевую нагрузку) -450 км/ч на высоте 5000 м; дальность полета при тех же условиях — 4000 км; максимальная боевая нагрузка — 2000 кг, предельная — 3600 кг; крейсерская скорость на высоте 5000 м — 300 км/ч; перегоночная (патрульная) дальность при нормальной взлетной массе — 6500 км, а при максимальной взлетной массе — 7500 км; экипаж — 9 человек.
Заказ на создание нового гидросамолета на безконкурсной основе получила фирма «Каваниси», а проектирование возглавил японский авиаинженер С. Кикухара. Под его руководством был разработан самолет, совершенно отличающийся от Н6К: высокоплан с высоким фюзеляжем, позволяющим поднять двигатели на безопасное расстояние над водой, и однокилевым оперением. Такая конструкция весьма напоминала «Сандерленд», что и не удивительно: «Каваниси» давно сотрудничала с британской фирмой «Шорт», последняя даже имела долю в капитале японской фирмы. В отличие от предыдущих японских конструкций, при проектировании Н8К большое внимание уделили обеспечению живучести: топливные баки снабдили системой наддува нейтральным газом, а часть из них протектировали, предусмотрев также возможность перекачки топлива из простреленных баков в неповрежденные. Рабочие места экипажа получили бронезащиту. Достаточно мощным было и оборонительное вооружение — три 20-мм пушки в носовой, верхней и хвостовой механизированных башнях, дополненные парой пулеметов в боковых блистерах. В качестве силовой установки выбрали 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Мицубиси» МК4А «Касей» 11 (мощностью в 1500 л.с).
Прототип Н8К1 вышел на испытания в начале января 1941 г. Во время скоростной рулежки и на взлете самолет показал себя крайне неустойчиво, а вскоре после поднятия носа фонтаны брызг стали заливать винты и поднимались выше крыла. Опытный Kawanishi Н8К1 тут же вернули на завод. Там изменили обводы нижней части фюзеляжа, после чего самолет тут же вернули на испытания. Хотя управляемость на воде оставалась хуже, чем у Н6К, однако по летным данным новый гидроплан существенно превосходил предшественника в воздухе. Для ускорения испытаний и доводки конструкции построили ещё четыре прототипа, отличавшихся удлиненной носовой частью фюзеляжа и оборудованных чуть более мощными и экономичными моторами МК.4В «Касей» 12 (1530 л.с); некоторые источники относят к прототипам лишь две из этих четырех машины, относя две другие к серийным самолетам.
В начале 1942 г. началось серийное производство. До 1945 г. на заводах фирмы «Каваниси» в Наруо и Конане построили (с учетом прототипов) 167 Н8К. В системе кодов союзников обозначался «Эмили» (Emily).
Основные модификации
- Каваниси Н8К1 («летающая лодка морской тип 2 модель 11») — двигатели «Касей» 11 (1500 л.с.) либо «Касей» 12 (1530 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки «тип 99 модель 1» (по 1 в верхней и хвостовой башнях), 5 7,92-мм пулеметов «тип 92» (по 1 в носовой башне, двух боковых блистерах, нижней люковой установке и верхней люковой установке в пилотской кабине). Масса бомбовой нагрузки — до 2000 кг (8 250-кг или 16 60-кг бомб либо 2 800-кг торпеды). Экипаж — 10 человек. В течение 1942 г. изготовлено 12 единиц.
- Каваниси Н8К2 («тип 2 модель 12») — двигатели MK4Q «Касей» 22 (1850 л.с). Стрелковое вооружение — 5 20-мм пушек «тип 99 модель 1» (по 1 в носовой, верхней и хвостовой башнях, а также двух боковых люках), 4 7,7-мм пулемета «тип 92» (по 1 в двух боковых люках, нижней люковой установке и верхней люковой установке в пилотской кабине). Бомбовая нагрузка и состав экипажа соответствуют Н8К1. На самолетах последних серий устанавливался радар для обнаружения надводных целей, а также отсутствовали бортовые стрелковые установки. В 1943—1945 гг. выпущено 112 самолетов.
- Каваниси Н8К3 («тип 2 модель 22») — аналог Н8К2 с внедренным комплексом мероприятий по повышению скорости (в частности, применены убираемые поплавки и верхняя башня). В 1944 г. построено 2 экземпляра, в 1945 г. переделанные в Н8К4 («тип 2 модель 23») с моторами МК4Т-В «Касей» 25Ь (1825 л.с).
- Каваниси H8K2-L («транспортная летающая лодка морской тип 2 «Сейку» [«Чистое небо»]) — транспортный вариант. В фюзеляже организована двухпалубная грузопассажирская кабина, что привело к сокращению запаса топлива. Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка «тип 99 модель 1» в хвостовой башне, 1 13,2-мм пулемет «тип 2» в носовой башне. Экипаж — 9 человек. Вместимость в варианте для перевозки высокопоставленных лиц — 29 человек., для перевозки личного состава — 64 солдата. В 1943—1945 гг. изготовлено 38 самолетов.
Летающая лодка Kawanishi H8K установлена на перекатное шасси.
Летно-технические характеристики летающей лодки Каваниси Н8К1
- Двигатель: Мицубиси МК4В «Касей» 12
- мощность, л.с.: 1530
- Размах крыла, м.: 38,0
- Длина фюзеляжа, м.: 28,13
- Высота самолета, м.: 9,15
- Площадь крыла, кв. м.: 160
- Масса самолета, кг:
- Пустого: 15 502
- нормальная взлетная: 24 500
- максимальная взлетная: 31 000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 433
- Крейсерская: 296
- Потолок, м.: 7630
Боевое использование гидросамолетов Каваниси H8K в годы Второй мировой войны
Поставки Н8К.1 в строевые части начались в феврале 1942 г. Гидросамолеты этой модификации поступили в два кокутая — смешанный инструкторско-исследовательский «Йокосука» и строевой «Иокогама». Боевой дебют новых летающих лодок состоялся в ходе операции «К» — удару по Пёрл-Харбору, целью которого было уничтожение нефтехранилищ, не пострадавших во время рейда соединения адмирала Нагумо 7 декабря 1941 г. Два Н8К1 (каждый нес по 4 250-кг бомбы) со своей базы на о. Вотье (Маршалловы о-ва) перелетели на острова Фрегат-Шоалс, где дозаправились с подводных лодок, и в ночь на 5 марта 1942 г. появились над Пёрл-Харбором. Плохая погода над целью заставила японцев отбомбиться сквозь облака, что предопределило нулевую эффективность удара, после чего самолеты благополучно возвратились на Вотье. Вторая попытка провести эту операцию закончилась гибелью одного из самолетов, сбитого американскими истребителями при доразведке цели, а вскоре американский флот взял под свой контроль рифы Фрегат-Шоалс, сделав невозможным дальнейшие авианалеты на Гавайи.
Самолеты Н8К2 начали поступать в строевые части в конце 1942 г. В частности, их получил 801-й кокутай (так с ноября 1942 г. стали называть кокутай «Иокогама»), завершивший перевооружение к маю 1943 г. Эта часть дислоцировалась на Рабауле, а в конце мая 1943 г. её передислоцировали в Сиболгу (о. Суматра). Самолеты 801-го кокутая вели дальнюю морскую разведку, эпизодически привлекались для нанесения бомбовых ударов по целям в Западной Австралии. Самолеты этого типа использовались и для ударов по Коломбо, Тринкомали (на о. Цейлон), Калькутте. Все эти операции имели, скорее, пропагандистский, чем реальный военный эффект. Гораздо более важной была разведка, осуществляемая экипажами Н8К2 в ходе длительных полетов над Тихим и Индийским океанами.
В течение 1943 г. самолетами Н8К2 вооружили ещё две части (802-й и 851-й кокутай), также находившиеся на Рабауле и действовавшие в районе Соломоновых о-вов. Однако значительные потери, понесенные летающими лодками от американских истребителей, вынудили 1 апреля 1944 г. расформировать 802-й кокутай, а остатки 851-го в сентябре 1944 г. влились в 801-й кокутай. К тому времени последняя часть уже была выведена в Японию, на авиабазу Такума (о. Сикоку), где дислоцировалась с декабря 1943 г. Её первоочередной задачей теперь являлось противолодочное патрулирование. В том же месяце сформировали 901-й кокутай, эксплуатировавший наряду с другими гидросамолетами также и несколько Каваниси Н8К2. Используя базы на Формозе, Иводзиме, Сайпане, в континентальном Китае, Голландской Ост-Индии и на Филиппинах, эта часть занималась противолодочным охранением конвоев. Такой же состав и задачи имел и 951-й кокутай, сформированный в декабре 1944 г. На вооружении этих трех частей — 801, 901 и 951-го кокутаев — «Эмили» продержались вплоть до конца войны.
Помимо противолодочного патрулирования, на завершающем этапе войны важной задачей, решаемой гидросамолетами, стало снабжение отрезанных островных гарнизонов. Эту функцию, а также другие транспортные операции выполняли главным образом гидросамолеты H8K2-L из 1021-го кокутая. Эпизодически «Эмили» привлекались и для операций камикадзе — но не в качестве ударных, а как лидеры. Например, 11 марта 1945 г. три Н8К2 из 801-го кокутая осуществляли навигационное обеспечение налета 24 бомбардировщиков P1Y1 из специальной ударной части «Асуса» по американскому флоту у атолла Улити. Результаты удара оказались минимальными — лишь авианосец «Рэндольф» получил повреждения.
Цветное фото Каваниси H8K в музейной экспозиции.
Гидросамолет Каваниси Н8К, несмотря на относительно небольшое количество выпущенных машин, стал одним из важнейших средств дальней океанской разведки Императорского японского флота. А вот применение его в качестве ударного имело успех лишь при отсутствии у противника средств ПВО. Существенно превосходя своего предшественника — летающую лодку Kawanishi H6K — по скоростным данным и живучести, Н8К применялся главным образом в условиях господства в воздухе вражеской авиации, что и обусловило достаточно значительные потери.
Оставьте свой отзыв