Самолет Каваниси N1K1 задумывался как поплавковый истребитель, а в конечном итоге стал одним из лучших японских истребителей сухопутного базирования.
Проектирование велось в соответствии с заданием 15-Си с 1940 г. под руководством С. Кикухары. Требовалось создать гидросамолет, не уступающий по основным летным качествам колесным машинам.
В первоначальном варианте проект, получивший индекс К-20, сильно напоминал предыдущий гидросамолет фирмы «Каваниси» — разведчик E15K «Сиюн» (Фиолетовое облако), разработка которого под фирменным обозначением К-10 началась годом ранее. В частности, предполагалось применение принятых для Е15К решений — убирающихся подкрыльных поплавков, системы отстрела подфюзеляжного поплавка, позволяющей «в самом крайнем случае» увеличить скорость полета примерно на 100 км/ч, а также соосных винтов. Последнее решение сулило избавление от реактивного момента, возникающего при вращении винта и существенно затрудняющего взлет с воды. В остальном же самолет представлял собой вполне традиционный свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции (лишь для обшивки элеронов и рулей применялось полотно). Вооружение в соответствии с требованиями 15-Си состояло из двух 20-мм пушек «тип 99-1» в крыле и двух 7,7-мм синхронных пулеметов «тип 97» над двигателем. Для достижения приемлемых летных характеристик, сопоставимых с таковыми у колесных истребителей, потребовалось применить самый мощный из доступных двигатель — 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения MK4D «Касей 14» фирмы «Мицубиси», развивавший 1500 л.с.
Опыт эксплуатации прототипа Е15К вынудил конструкторов пойти на упрощение конструкции будущего истребителя, применив традиционное фиксированное трехпоплавковое шасси. Первый прототип был закончен постройкой на заводе в Нарио в апреле 1942 г., а 6 мая самолет впервые поднялся в воздух. Машина имела несколько менее мощный, по сравнению с проектным, двигатель МК4С «Касей 13» (1420 л.с.) и два двухлопастных соосных винта. Именно винты, а точнее — редуктор, оказались «самым слабым звеном» машины. На втором прототипе отказались от подобного решения ввиду низкой надежности, применив традиционный трехлопастный винт. Это привело к вполне прогнозируемым проблемам с реактивным моментом — на пробеге самолет сильно кренился. Но в воздухе машина показала себя прекрасно, и в августе второй прототип передали флоту для эксплуатационных испытаний, результаты которых в целом устроили заказчика. В конце 1942 г. К-20 был принят на вооружение.
С декабря 1941 г. разрабатывался вариант с колесным убирающимся шасси под обозначением Х-1. Он получил более мощный двигатель «Накадзима» NK.9 «Хомаре» с четырехлопастным винтом. Прототип такой машины испытывался с 27 декабря 1942 г. В общей сложности к марту 1944 г. построили лишь 88 поплавковых истребителей, а выпуск сухопутных машин Kawanishi N1K продолжался вплоть до конца войны и составил более 1400 единиц. Поплавковый самолет Каваниси N1K1 в системе кодов союзников обозначался «Рекс».
Летно-технические характеристики гидросамолета
- Двигатель: Мицубиси МК4Е «Кэсей» 15
- мощность, л.с.: 1530
- Размах крыла, м.: 12,00
- Длина самолета, м.: 10,56
- Высота, м.: 4,75
- Площадь крыла, кв. м.: 23,50
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2752
- взлетная: 3500
- максимальная взлетная: 3712
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 480
- Крейсерская: 325
- Время набора высоты 5000 м., мин.: 5 минут 32 секунды
- Потолок, м.: 10 560
- Дальность полета, км.: 1650
Основная модификация
Kawanishi N1K1 («морской истребитель-гидроплан «Кефу» модель 11) — гидросамолет с двигателем «Касей» 13 (1420 л.с; на 7 предсерийных машинах) или «Касей» 15 (1530 л.с; на серийных самолетах, выпускавшихся с июля 1943 г.). Вооружение — две 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1» и 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97». К марту 1944 г. на заводе в Нарио построили 88 самолетов.
Боевое использование поплавкового истребителя Каваниси N1K1
Ввиду небольшого количества построенных машин, гидроистребители N1K1 «Кефу» нашли довольно ограниченное применение. По нескольку таких самолетов распределили среди дислоцированных в метрополии авиационных соединений, отвечающими за прикрытие военно-морских баз — кокутаев «Курэ», «Сасэбо», «Цукуба», «Титосе», «Гёнзан», «Йокосука» и «Оцу». Часть самолетов в составе 453,934 и 936-го кокутаев направили на юг – в Голландскую Ост-Индию, на Целебес и Борнео. По оценке командования, новые самолеты достигли «умеренных» успехов, не столько уничтожая противника, сколько сковывая его действия.
В середине 1944 г. к ставшим привычными для пилотов N1K1 патрульным полетам прибавились вылеты на перехват американских «Либерейторов» B-24 из 5-й воздушной армии, которые развернули бомбардировочные рейды на Целебес. В этих боях пилоты «Кефу» впервые применили противосамолетные бомбы «тип 3» («Санго Бакудан»), снаряженные фосфором.
В июне 1944-го в рамках реорганизации Императорского флота был создан 1-й Эскортный флот, в состав воздушных сил которого вошли два смешанных кокутая — 901-й и 951-й, — имевшие в своем составе, кроме гидросамолетов других типов, и истребители «Каваниси». Последним аккордом карьеры немногочисленных «Кефу» стали вылеты пилотов учебного кокутая «Оцу» с озера Бива на перехват Боингов «Сверхкрепостей» Б-29. О каких-либо успехах в этой области история умалчивает.
Наибольшую же известность «Кефу» принесли не боевые операции, а, так сказать, гуманитарная акция. В начале августа 1945 г. в Самаринда на Борнео оказались в окружении около 4500 японских военнослужащих. Свирепствовавшая эпидемия привела к болезни около 3000 из них, а необходимых медикаментов не было. В этой ситуации боцман Норитоси Наканиси вызвался доставить груз лекарств. Полет перегруженного и не вполне исправного (не работала радиостанция, были повреждены элероны) гидросамолета проходил на предельно малой высоте — союзники господствовали в воздухе. После дозаправки в Банджармасине боцман сделал последний рывок, совершив посадку на реке Махакам. Доставленные медикаменты спасли много жизней, а сам пилот заслужил благодарность адмирала Сибаты, возглавлявшего японские войска в этом районе.
К моменту капитуляции в списках морской авиации Японии числился 31 гидроистребитель «Кефу». Большинство из них было отправлено на слом, но четыре самолета вывезли для изучения в США.
Поплавковый гидросамолет Каваниши N1K1 был неплохим самолетом, но узкая специализация узкоспециализированным типом истребителя, попавшим в части тогда, когда потребность в нем отпала.
Оставьте свой отзыв