Самолет, считавшийся наряду с Ки-84 «Хаяте» лучшим японским армейским истребителем, появился, в общем-то, случайно. К октябрю 1944 г. на предприятии «Кавасаки» скопилось много планеров Ки-61 II Каи, простаивавших без двигателей — производство Ха-140 сильно отставало от потребностей. 24 октября конструкторам фирмы во главе с Т. Дои была поставлена задача приспособить планеры под имеющиеся в достаточном количестве моторы воздушного охлаждения «Мицубиси» Ха-112 II (1500 л.с). Возражения конструкторов о невыполнимости такой задачи, поскольку диаметр фюзеляжа Кавасаки Ки-61 составлял 0,84 м, а диаметр мотора Ха-112 — 1,22 м, были отвергнуты как несостоятельные, поскольку ранее подобную операцию по замене V-образного мотора на двигатель звездообразный осуществили специалисты арсенала в Йокосуке, переделав пикировщик D4Y2 в D4Y3. Т. Дои предоставили возможность досконально изучить немецкий истребитель FW 190А-5, доставленный в Японию в конце 1943 г. — на этой машине также сочетался фюзеляж относительно небольшого диаметра со звездообразным мотором. В частности, полностью от «фокке-вульфа» взяли систему выхлопных патрубков, переняли и конструкцию моторамы. Первый из трех прототипов Ки-100.01 был изготовлен путем перестройки планера Ки-61 II Ка и в течение трех месяцев, и в начале февраля 1945 г. вышел на летные испытания. Их результаты стали неожиданными даже для самих конструкторов — хотя обзор из кабины стал несколько хуже, пилотажные качества самолета значительно улучшились. Сравнительные испытания с захваченным в Китае трофейным Мустангом Р-51С показали, что Ки-100, уступая ему в максимальной скорости, существенно превосходит в маневренности. Правда, слабым местом нового истребителя были высотные характеристики двигателя, выдававшего максимальную мощность на высоте 6000 м.
На высоте, близкой к потолку, Ки-100 существенно уступал Ки-61 II Каи. Тем не менее, машину приняли на вооружение. В общей сложности изготовили с учетом прототипов 393 Ки-100 (381 заводом в Гифу в феврале-августе 1945 г. и 12 заводом в Уцуномия в мае-июле 1945 г.). 364 из них не строились «с нуля», а переделаны из планеров Ки-61 II Каи. В системе кодов союзников самолет обозначения не получил — вплоть до капитуляции Японии его идентифицировали как Ки-84 («Фрэнк»).
Технические характеристики самолетов Кавасаки Ки-100 Ко
Двигатели: Мицубиси Ха-112 II
мощность, л.с.: 1500
Размах крыла, м.: 12,00
Длина самолета, м.: 8,82
Высота самолета, м.: 3,75
Площадь крыла, кв. м.: 20,00
Масса, кг:
пустого самолета: 2525
взлетная: 3495
Максимальная скорость, км/ч: 580
Потолок, м.: 11000
Дальность полета, км (с ПТБ): 1400 (2200)
Основные модификации Кавасаки Ки-100
Ки-100 IA («самолет-истребитель армейский тип 5 модель 1а») — построен на основе планера Ки-61 II Каи А. Двигатель — Ха-112 II. Вооружение — 2 синхронные 20-мм пушки Хо-5 (боекомплект по 250 снарядов на ствол) и 2 крыльевых 12,7-мм пулемета Хо-103 (по 250 патронов).
Ки-100 IB («тип 5 модель 1b») — построен на основе планера Ки-61 II Каи С с каплевидным фонарем кабины. Силовая установка и вооружение аналогичны Ки-100 IA.
Ки-100 II — высотный вариант. Двигатель Ха-112 II Ру, снабженный турбокомпрессором Ру-102. Первый прототип испытывался с мая 1945 г. До августа построено ещё 2 прототипа, но серийное производство до капитуляции развернуть не успели.
Боевое использование Кавасаки Ки-100
Первые Ки-100 I в марте 1945 г. поступили в авиашколу в Акено, а затем — в аналогичное заведение в Хитачи. В эти школы на ротационной основе направляли хикотаи из строевых сентаев для освоения новых самолетов. Благодаря легкости пилотирования Ки-100 оказался доступен даже для летчиков низкой квалификации.
Первой строевой частью, получившей в марте 1945 г. несколько Ки-100 и опробовавшей их в бою стал 18-й сентай, но полностью на новые машины первым пересел в апреле 244-й сентай. Поначалу он действовал в системе ПВО Токио, а в мае-июне участвовал в операции «Кикусуй», прикрывая атаки камикадзе на американский флот у Окинавы. В этой операции принял участие и 17-й сентай с Формозы — единственная часть, дислоцированная за пределами Японии и получившая Ки-100 (правда, полностью так и не перевооруженная).
В системе ПВО Японских островов Ки-100 получили ещё несколько сентаев. В частности, с мая 1945 г. такие машины совместно с двухмоторными Ки-45 эксплуатировал 5-й сентай, затем началось перевооружение 59-го сентая, понесшего значительные потери в боях над Окинавой. В июле 1945 г. сформировали 111-й и 112-й сентай, укомплектованные Ки-84 и Ки-100, но в первых же боях эти части понесли огромные потери. Помимо этого, на Ки-100 поднимались на отражение атак американской авиации хикотаи, сформированные в авиашколах из инструкторов.
Ки-100 представлял собой очень удачную адаптацию планера истребителя под «неродной» двигатель. Его летные данные позволяли на равных вести бой с американскими истребителями, однако реализовать этот потенциал было крайне сложно из-за падения уровня подготовки японских пилотов.
Оставьте свой отзыв