В феврале 1932 г. японское Управление авиации выпустило тактико-технические требования 9-Си к новому корабельному катапультному гидросамолету, предназначенному для замены устаревающего Е5К1. Свои предложения представили три фирмы — «Накадзима», «Каваниси» и «Аичи», причем первый проект военные сразу забраковали. Две другие фирмы продолжили работы над своими проектами под индексами «тип J» и АВ-6 соответственно. Работы на «Каваниси» возглавил авиаинженер Е. Секигучи, спроектировавший трехместный одномоторный цельнометаллический биплан с двухпоплавковым шасси и 12-цилиндровым W-образным двигателем жидкостного охлаждения «Хиро» «тип 91». Экипаж располагался тандемом в открытых кабинах.
Первый из двух прототипов Е7К1 впервые поднялся в воздух 6 февраля 1933 г. В мае 1933 г. его передали флоту для сравнительных испытаний с конкурентом, показавших полное превосходство изделия «Каваниси» по летным данным и управляемости. В конце 1933 г. начались испытания второго прототипа, а в мае 1934 г. был выдан заказ на серийное производство. В том же году началось серийное производство, продолжавшееся до 1941 г.
Общий объем выпуска бипланов Е7К (включая прототипы) составил 530 единиц: 185 E7K1 (до 1938 г.) и 288 Е7К2 (в 1938-1941 гг.) построила фирма-разработчик, ещё 57 E7K1/Е7К2 в 1937-1939 гг. выпустила фирма «Ниппон Хикоки». В системе кодов союзников обозначался «Эльф» (Alf).
Основные модификации корабельных гидросамолетов Kawanishi E7K Alf
- E7K1 («разведывательный гидросамолет морской тип 94 модель 1») — двигатель «Хиро» «тип 91» мощностью 620 л.с. на самолетах ранних серий и 750 л.с. — на остальных. Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета «тип 92» (1 синхронный, 1 на верхней турели, 1 в нижней люковой установке). Масса бомбовой нагрузки — 120 кг (4 30-кг или две 60-кг бомбы). Экипаж — 3 человек.
- Е7К2 («разведывательный гидросамолет морской тип 94 модель 2») — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» МК2А «Зюйсей» 11 (870 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение, а также состав экипажа аналогичны E7K1. Прототип испытывался в августе 1938 г., серийное производство началось в ноябре того же года.
Лётно-технические характеристики Каваниси E7K1
- Двигатель: Хиро «тип 91»
- мощность, л.с.: 750
- Размах крыла, м.: 14,0
- Длина самолета, м.: 10,50
- Высота самолета, м.: 4,85
- Площадь крыла, кв. м.: 43,6
- Масса, кг: пустого самолета: 1970
- Взлетная: 3000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 235
- Крейсерская: 167
- Время набора высоты 3000 м., мин.: 10,75
Боевое использование гидросамолётов Каваниси E7K в годы Второй мировой войны
Самолеты E7K1/Е7К2 в конце 30-х гг. стали основными корабельными разведчиками Императорского японского флота. Они несли службу на не менее чем 15 крейсерах: «Микума», «Фурутака», «Како», «Китаками», «Кума», «Кисо», «Кину», «Нагара», «Юра», «Исудзу», «Катори», «Касима», «Касии», «Абукума» и др. Такие гидросамолеты включались также в состав авиагрупп гидроавианосцев «Титосэ» и «Тиёда». В значительной степени популярности E7K1 способствовал рекордный беспосадочный перелет из Йокосуки в Бангкок.
Боевой дебют E7K1 состоялся в Китае, где с 1937 г. гидросамолеты этого типа использовались как разведчики и корректировщики. К моменту вступления Японии во Вторую мировую войну самолеты E7K1 были переведены в школы и вспомогательные части, а Е7К2 оставались в «первой линии». Помимо применения в качестве корабельных разведчиков, они использовались для противолодочного патрулирования и сопровождения конвоев. Из боевых частей последние Е7К2 исчезли в 1943 г., но во вспомогательных и учебных целях они применялись вплоть до конца войны. В 1945 г. были зафиксированы случаи использования таких самолетов для самоубийственных атак камикадзе.
Самолеты Е7К применялись также в качестве буксировщиков планеров-мишеней MXY3 и машин управления дистанционно пилотируемыми самолетами-мишенями MXY4.
Японский катапультный разведчик Каваниси Е7К Alf являлся вполне типичным для середины 30-х гг. корабельным гидропланом со средними характеристиками, успевшим устареть к началу Второй мировой войны. Применение на модификации Е7К2 более мощного двигателя позволило немного продлить карьеру самолета, но радикального улучшения летных качеств добиться не удалось.
Оставьте свой отзыв