В 1928 г. французское министерство авиации выпустило техническое задание на дальнюю четырехмоторную почтовую летающую лодку с экипажем из четырех человек и коммерческой нагрузкой 1000 кг. Из трех фирм, откликнувшихся на задание — «Бреге», «Лиор эт Оливье» и «Латекоэр» — наиболее удачной оказалась конструкция последней, получившая обозначение Late 300.
Самолет представлял собой моноплан-парасоль с крылом, поднятым над фюзеляжем на системе мощных стоек. Вместо поддерживающих подкрыльевых поплавков конструкторы применили спонсоны-«жабры», подобные тем, что имелись на летающих лодках фирмы «Дорнье». Двигатели «Испано-Сюиза» HS 12Nbr (650 л.с.) располагались на крыле в тандемных установках (два имели тянущие винты, а два — толкающие).
Испытания Late 300 начались в 1931 г. 1 января 1934 г. эта машина установила мировой рекорд дальности для гидросамолетов, преодолев 3800 км — от Берре до Дакара. В 1935-1936 гг. построили три серийные гражданские летающие лодки Late 301. Одновременно были изготовлены и три военных гидросамолета — дальних морских разведчика Late 302. Приспособление к военным нуждам включало установку более мощных двигателей, развитого радиооборудования, бомбодержателей и стрелкового вооружения. Правда, состав последнего по результатам первых испытаний пришлось сократить — оказалось, что предусмотренные проектом Латэкоэр выдвижные стрелковые башни в крыле (снаружи мотогондол) в боевом положении вызывают флаттер хвостового оперения, и их пришлось снять.
Общий объем выпуска летающих лодок семейства Late 300 составил всего 7 единиц.
Основная модификация
Late 302 — 12-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Ydrs2 (930 л.с.). Стрелковое вооружение — 3 7,5-мм пулемета «Дарн» (1 на носовой турели, 2 в боковых оконных установках за крылом). Бомбовая нагрузка — 300 кг (4 75-кг бомбы на держателях, смонтированных на подкосах крыла). Экипаж — 8 человек. До апреля 1936 г. изготовлено 3 экземпляра.
Летно-технические характеристики Latecoere Late 302
- Двигатели: тип Испано-Сюиза HS 12Ydrs2
- мощность, л.с.: 930
- Размах крыла, м.: 44,0
- Длина самолета, м.: 26,15
- Высота самолета, м.: 7,98
- Площадь крыла, кв. м.: 256,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 14 313
- взлетная: 24 000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 239
- Крейсерская: 185
- Время набора высоты, мин:
- 1000 м.: 5,5
- 2000 м.: 12,5
- Потолок, м.: 5000
- Дальность полета, км.: 3300
Боевое использование гидросамолетов Латекоэр Late 302 в годы войны
Самолеты Late 302 поступили в дальнюю разведывательную эскадрилью Е4, базировавшуюся в Берре. В предвоенные годы они активно участвовали в учениях совместно с надводными силами флота. В начале августа 1939 г. эскадрилья получила ещё один гидросамолет — бывший гражданский Late 301, купленный ВМС и получивший радиооборудование военного образца, а также вооружение, соответствовавшее Late 301 (двигатели оставались прежними — HS 12Nbr).
На момент начала Второй мировой войны эскадрилья Е4 дислоцировалась в Дакаре. Её самолеты патрулировали судоходные маршруты, связывавшие Западную Африку с портами Франции и Англии. В конце мая 1940 г. Late 301 отправили на ремонт во Францию, где его и захватили немцы, но в строй не ввели. Эскадрилья Е4 (в августе 1940 г. переименована в 4Е) после поражения Франции продолжила службу в составе вооруженных сил Виши. Ввиду нехватки запчастей Late 302 постепенно выводились из боевого состава: первая машина — в апреле 1941 г., вторая — в июне, а последняя была списана в конце 1941 г.
Latecoere Late 302 представлял собой достаточно простую адаптацию гражданской летающей лодки для военных целей. Несмотря на большую дальность полета (самолет мог находится в воздухе до 20 часов), большого распространения этот самолет не получил — французские ВМС предпочли более дешевый трехмоторный «Бреге» Br.521.
Оставьте свой отзыв